Автомобильное 5-контактное реле: схема подключения

Автомобильное реле - незаменимый помощник при подключении дополнительного электрооборудования. Особенно популярны 5-контактные реле благодаря простоте монтажа и широким возможностям применения.

Устройство 5-контактного автореле

Конструктивно 5-контактное реле состоит из катушки, сердечника, подвижного якоря с контактной группой и возвратной пружины. При подаче напряжения на катушку сердечник намагничивается и притягивает якорь, замыкая или размыкая контакты. После снятия напряжения возвратная пружина возвращает якорь в исходное положение.

Стандартная конфигурация контактов 5-контактного реле:

  • 30 - общий контакт;
  • 85 - управляющий контакт катушки;
  • 86 - вспомогательный контакт катушки;
  • 87 - нормально разомкнутый контакт;
  • 87a - нормально замкнутый контакт.
Верстак в гараже со схемой подключения 5-контактного реле

Рассмотрим три базовые схемы использования 5-контактного реле в автомобиле.

Схема No 1. Включение дополнительных фар

Эта схема позволяет подключить к бортовой сети автомобиля дополнительные фары, не нарушая работу штатных систем.

Последовательность подключения:

  1. Контакт 85 соединить с проводом, на который подается +12В при включении ближнего света;
  2. На контакт 86 подать постоянный +12В от аккумулятора;
  3. К контактам 30 и 87 подключить дополнительные фары.

При такой схеме реле срабатывает синхронно со штатными фарами, обеспечивая питание дополнительных осветительных приборов.

Проверка монтажа реле в автомобиле

Схема No 2. Управление электрическим замком капота

Данная схема позволяет заблокировать капот автомобиля электрозамком, управляемым через центральный замок.

Порядок подключения следующий:

  1. Контакт 85 подключить к проводу управления центральным замком;
  2. Контакт 86 соединить с постоянным +12В от аккумулятора;
  3. К контактам 30 и 87 подсоединить питание катушки электрозамка капота.

Такая схема позволяет одновременно с запиранием дверей автомобиля блокировать замок капота, повышая защиту от угона.

Схема No 3. Управление автономным отопителем

Данная схема дает возможность дистанционно запустить автономный отопитель непосредственно через брелок автосигнализации.

Последовательность подключения:

  1. Контакт 85 соединить с отрицательным выходом автосигнализации;
  2. Контакт 86 подключить к постоянному +12В от аккумулятора;
  3. Через контакты 30 и 87 подать питание на отопитель.

Такая схема позволяет дистанционно запустить отопитель на 30 минут для прогрева салона или двигателя при помощи брелока сигнализации.

Как видно на примерах, 5-контактное автореле обладает широкими функциональными возможностями при несложном монтаже, что обуславливает его популярность.

Выбор 5-контактного реле

При выборе 5-контактного реле для конкретного применения необходимо обращать внимание на такие параметры:

  • Допустимый ток через контакты - должен соответствовать потребляемому току подключаемого устройства;
  • Напряжение срабатывания катушки - 12В или 24В;
  • Тип контактов - нормально разомкнутые (НР) или нормально замкнутые (НЗ);
  • Количество переключаемых контактов - от одной до четырех контактных групп.

Для подключения мощных устройств, таких как лебедка, компрессор, люминесцентные лампы и т.д. используют реле с рабочим током 40-50А. Для коммутации слаботочных цепей достаточно реле на 10-20А.

Релейные блоки на основе 5-контактных реле

Для удобства монтажа электрооборудования используются готовые релейные модули, куда уже интегрированы необходимые реле, предохранители, гнезда и провода.

Такие блоки выпускаются на базе 5-контактных или 4-контакных автореле на разные токи нагрузки. Релейный блок значительно упрощает подключение дополнительных устройств - достаточно подвести к нему питание и сигналы управления.

Схема подключения дхо через 5 контактное реле

Рассмотрим схему включения дневных ходовых огней (ДХО) через 5-контактное реле. Это позволит сделать ДХО независимыми от габаритных огней.

Порядок подключения ДХО через реле следующий:

  1. Контакт 85 соединить с проводом +12В, на который подается напряжение при включении зажигания;
  2. Контакт 86 подключить к постоянному +12В от аккумулятора;
  3. К контактам 30 и 87 подвести питание к дневным ходовым огням.

Такая схема позволяет включать ДХО независимо от основного света, что удобно при движении в светлое время суток.

Защита цепей при использовании реле

Поскольку через контакты реле протекают токи значительной силы, важно позаботиться о защите подключенных цепей.

Для этого используют следующие меры:

  • Установка плавких предохранителей необходимого номинала;
  • Использование проводов сечением, соответствующим протекающим токам;
  • Герметизация мест подключения для предотвращения коррозии;
  • Установка реле в труднодоступном месте для защиты от влаги и грязи.

Соблюдение этих рекомендаций позволит избежать возгораний и обеспечит длительную безотказную работу смонтированного оборудования.

Установка 5-контактного реле в автомобиле

Для надежной работы реле в автомобиле важно правильно выбрать место его установки:

  • Реле размещают в салоне вдали от нагревающихся узлов - двигателя, радиатора, выхлопной системы;
  • Крепят на металлические панели кузова при помощи винтов, хомутов или пластиковых стяжек;
  • Ориентируют катушками вниз или вбок, чтобы исключить скопление влаги;
  • Прокладывают жгуты проводов так, чтобы исключить их защемление или повреждение.

Подготовка проводов

Для подключения реле необходимо:

  1. Зачистить изоляцию проводов на 5-7 мм и обжать наконечники или облудить;
  2. Припаять провода к контактам реле или использовать съемные клеммные колодки;
  3. Нанести на места пайки герметик для предотвращения коррозии.

Проверка схемы и нагрузочная способность

Перед подключением нагрузки необходимо проверить:

  • Надежность соединения всех контактов по электросхеме;
  • Сопротивление обмотки реле мультиметром;
  • Срабатывание реле при подаче управляющего напряжения.

Также важно учитывать допустимые токи для контактов реле и не превышать их, чтобы не вызвать оплавления контактной группы.

Диагностика неисправностей 5-контактного реле

Если после установки реле подключенное оборудование не работает, необходимо провести диагностику.

Проверить:

  • Надежность и правильность подключения проводов;
  • Отсутствие механических повреждений катушки и контактов;
  • Целостность предохранителей в цепи.

Проверка омметром

Измерить сопротивление:

  • Обмотки реле - должно соответствовать паспортному значению;
  • Контактных групп - проверить замыкание и размыкание при срабатывании.

При обнаружении неисправностей реле подлежит замене.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.