Каждый автовладелец хоть раз сталкивался с поломкой своего железного коня. Ремонт на СТО обходится недешево, а ожидание затягивается на долгое время. Но есть альтернатива - научиться чинить машину самостоятельно. Это позволит сэкономить средства и время. Давайте разберем основные поломки авто и способы их устранения своими руками.
Основы авторемонта
Как починить машину своими руками? Прежде всего, необходимо подготовить рабочее место и инструменты.
Для начинающего автослесаря достаточно базового набора отверток, гаечных ключей и плоскогубцев. Со временем можно расширять ассортимент специализированными приспособлениями.
Очень важно соблюдать технику безопасности - использовать защитные очки, перчатки, устойчивую обувь. Работать желательно на ровной поверхности, предварительно зафиксировав автомобиль стояночным тормозом и упорами под колеса.
Диагностика типовых неисправностей
- Проверка уровней эксплуатационных жидкостей
- Поиск утечек
- Проверка работы систем и агрегатов
Обслуживание авто начинается с визуального осмотра - так можно выявить люфты в подвеске, повреждения кузова, следы протечек. Помогут и другие органы чувств - прислушайтесь к работе мотора или почувствуйте запахи из салона.
Поиск поломок по признакам:
- Необычные звуки из моторного отсека
- Вибрация на холостом ходу или при торможении
- Перебои в работе двигателя
- Ухудшение динамики разгона
Часто неисправность проявляет себя не сразу, а постепенно. Важно вовремя заметить первые симптомы - стуки, течи, дребезжание. Это позволит устранить причину быстрее и дешевле, не доводя проблему до критической.
Устранение неисправностей двигателя
В первую очередь осмотрите моторное отделение - масляные и топливные пятна укажут на возможные течи. Также проверьте уровень масла и охлаждающей жидкости по щупам - их нехватка тоже чревата поломками.
- Замена масла и фильтров. Со временем загрязняющие вещества накапливаются в смазке, уменьшая срок службы двигателя. Регулярная замена масла и фильтров - залог его исправной работы.
- Регулировка клапанов. Со временем клапана двигателя разрегулируются, что ведет к перебоям в работе и повышенному расходу топлива. Их регулировка - непростая, но освоенная процедура. Обычно зазоры проверяются на холодном двигателе при помощи щупов. Крутя регулировочные болты, устанавливают необходимые значения.
- Замена свечей зажигания. С течением времени электроды свечей загрязняются нагаром, нарушая работу системы зажигания. Рекомендованная периодичность замены - каждые 20-30 тысяч километров.
- Промывка системы охлаждения. Отложение накипи в радиаторе и жидкостном тракте вызывает перегрев двигателя. Для очистки используют специальные промывочные жидкости. Подобные процедуры по уходу за узлами двигателя регулярный автолюбитель может проводить самостоятельно, обзаведясь минимумом инструментов и навыков.
Ремонт трансмиссии
Трансмиссия отвечает за передачу крутящего момента от двигателя к колесам. При интенсивной езде ее элементы изнашиваются, что проявляется в вибрациях, шумах в коробке передач и проскальзывании сцепления.
Со временем накладки сцепления стираются о маховик. Это выражается в пробуксовках при трогании и переключении передач. Замену сцепления можно провести самостоятельно при наличии специального инструмента.
- Домкрат и стойки для удержания коробки передач
- Съемник для отделения корзины сцепления
- Устройство для центрирования нажимного диска
Повреждения зубчатых передач или подшипниковых узлов требуют полной разборки коробки. Лучше доверить такой ремонт профессионалам.
Но справиться с заменой трансмиссионных масел или усихших сальников вполне реально и в домашних условиях.
Соединяя разнесенные агрегаты трансмиссии, карданный вал испытывает циклические нагрузки. Его поломка опасна внезапным прекращением крутящего момента на ведущих колесах.
При появлении стуков на ходу необходимо проверить состояние крестовин и игольчатых подшипников. При обнаружении люфтов или заеданий следует заменить поврежденные детали или весь карданный вал.
Устранение проблем ходовой части
На ходовую часть приходятся основные динамические нагрузки, поэтому регулярно требуется обслуживание ее компонентов - подвески, тормозов, шин.
Наиболее уязвимым элементом подвески являются сайлентблоки и втулки. Их износ приводит к появлению стуков при движении по неровностям.
- Осмотреть сайлентблоки на предмет трещин в резине
- Проверить затяжку резьбовых соединений
- При необходимости заменить изношенные детали
Неисправные амортизаторы снижают устойчивость и управляемость автомобиля. О необходимости замены свидетельствует:
- Повышенная кренка кузова на поворотах
- Более долгое раскачивание после неровностей
Со временем нарушается регулировка колес, приводя к неравномерному износу шин и ухудшая управляемость. Восстановить параметры можно при помощи специальных приспособлений.
Ремонт электрооборудования
Электрические системы современного автомобиля весьма сложны и взаимосвязаны. Как же самостоятельно справиться с их поломками?
- Поиск короткого замыкания. Короткое замыкание проявляется во внезапном отказе целой группы потребителей электроэнергии. Локализовать место замыкания можно постепенным отключением предохранителей.
- Замена реле и предохранителей. Перегоревший предохранитель или вышедшее из строя реле часто становятся причиной отказа какой-либо системы автомобиля. Их замена относительно проста.
- Ремонт электропроводки. Причины обрыва проводов различны - износ изоляции, плохой контакт, перетирание о кузов. Выявить проблемный участок помогает прозвонка по всей цепи прибором.
Надеемся, наша статья помогла вам починить машину своими руками.