Бензостойкие шланги широко используются в автомобильной, авиационной и других отраслях для транспортировки горюче-смазочных материалов. Какой шланг лучше выбрать и на что обратить внимание при покупке? В этой статье мы подробно рассмотрим все аспекты.
Назначение и область применения бензостойких шлангов
Основное назначение бензостойких шлангов - транспортировка топлива (бензина, дизельного топлива, керосина), масел и других нефтепродуктов. Они широко используются:
- На автозаправочных станциях (АЗС)
- На бензовозах и топливозаправщиках
- В автомобильной и авиационной промышленности
- На нефтеперерабатывающих предприятиях
Конкретные примеры применения:
- Топливная система автомобилей (подача бензина или дизтоплива в двигатель)
- Шланг бензостойкий 8 мм для подключения бензопилы или газонокосилки
- Подача топлива в генераторы и другие бензиновые или дизельные установки
- Бензостойкие шланги для авто в системах высокого давления (common rail и др.)
Требования и характеристики качественного бензостойкого шланга
Чтобы шланг надежно выполнял свои функции, он должен отвечать следующим требованиям:
- Герметичность - для исключения утечек топлива
- Высокая механическая прочность и долговечность
- Стойкость к воздействию масел, бензина, других нефтепродуктов и химических веществ (масло- и бензостойкость)
- Термостойкость - возможность эксплуатации в широком температурном диапазоне
- Гибкость и эластичность
- Электропроводность или антистатичность - для отвода статического электричества
- Стойкость к истиранию, ударам и другим механическим повреждениям
- Гладкость внутренней поверхности без задиров
- Соответствие стандартам (ГОСТ, ISO)
Конкретные значения этих и других параметров зависят от условий применения и оговариваются производителем для каждой марки шланга.
Маслобензостойкие шланги предназначены для транспортировки различных видов жидкого топлива (бензина, дизеля, солярки и др.) топливных и минеральных масел и других нефтепродуктов.
Основные материалы для изготовления
Для производства качественных бензостойких шлангов используются следующие материалы:
Пластифицированная резина
Наиболее распространенный материал для шлангов. Пластификаторы добавляются для повышения эластичности резины. Из пластифицированной резины изготавливается внутренний слой шланга.
Силиконовая резина
Отличается повышенной термо- и маслобензостойкостью. Нередко применяется во внешнем слое бензостойкого силиконового шланга.
Полиуретан
Высокоэластичный полимерный материал. Используется для наружных оболочек шлангов, подверженных истиранию.
Пластикат на основе ПВХ
Прочный и долговечный материал для топливных шлангов в автомобилях. Недостатки - невысокая эластичность, хрупкость при низких температурах.
Тканевая оплетка и армирование
Шланг бензостойкий армированный текстильной или металлической оплеткой обладает повышенной прочностью и защитой от мехповреждений.
Материал шланга | Преимущества | Недостатки |
Пластифицированная резина | Низкая цена, хорошая гибкость | Ограниченный температурный режим |
Силикон | Термостойкость, долговечность | Высокая цена |
Полиуретан | Эластичность, износостойкость | Не стойкий к бензину и маслам |
Конструкция и элементы бензостойкого шланга
Конструкция качественного бензостойкого шланга, как правило, включает несколько слоев:
- Внутренний слой из пластифицированной резины или ПВХ
- Армирующий каркас из текстильных нитей или металлической оплетки
- Наружный слой из масло-бензостойкой резины или другого полимерного материала
- Защитное наружное покрытие
Концы шланга снабжаются металлическими фитингами — наконечниками с резьбой для надежного герметичного соединения со штуцерами и патрубками.
Маркировка шлангов
Маркировка на шлангах и их упаковке позволяет идентифицировать:
- Торговую марку
- Завод-изготовитель
- Основные технические характеристики (диаметр, длина, материал и др.)
- Область применения
- Сертификаты соответствия
Однослойные и многослойные шланги
По числу слоев различают:
- Однослойные шланги — с внутренним гладким или гофрированным слоем
- Двухслойные — с дополнительным армирующим или защитным слоем
- Трехслойные
- Многослойные (4-6 слоев) — для экстремальных условий работы
Отечественные и импортные бренды бензостойких шлангов
Среди отечественных производителей известны такие бренды как БРТ, СЗРТ, ВПТ, Рубена, Технофлекс и другие. Зарубежными лидерами в этой области являются Gates, ContiTech, Parker.
Особенности российских брендов
Российские производители (например, БРТ, СЗРТ) накопили большой опыт в разработке шлангов для эксплуатации в суровых климатических условиях. Многие годы они являлись поставщиками шлангов на конвейеры ВАЗа, ГАЗа и других российских автозаводов.
Шланги БРТ и СЗРТ показали хорошие результаты при эксплуатации в российских условиях. Однако по долговечности они обычно уступают ведущим зарубежным аналогам.
Зарубежные бренды
Зарубежные производители используют самые современные технологии и материалы. Это позволяет выпускать шланги с улучшенными характеристиками:
- Повышенная износостойкость и ресурс работы
- Расширенный температурный режим
- Устойчивость к агрессивным средам
В то же время импортные шланги стоят дороже. При выборе нужно учитывать условия эксплуатации и требования к ресурсу.
Основные виды бензостойких шлангов
Бензостойкие шланги классифицируются по ряду признаков:
По типу
- Напорные — для транспортировки жидкости под давлением
- Всасывающие — для забора жидкости из резервуара
- Напорно-всасывающие — комбинированного назначения
По диаметру
Стандартный ряд внутренних диаметров бензостойких шлангов:
- 6 мм
- 8 мм
- 10 мм
- 12 мм
- 16 мм
- 19 мм
- 25 мм
- 32 мм
- 40 мм
- 50 мм
По длине
Бензостойкие шланги выпускают:
- Отрезками фиксированной длины (для определенных моделей автомобилей)
- Стандартными отрезками (20м, 25м, 50м)
- Метражом на барабанах для резки необходимой длины
По типу внутренней поверхности
- С гладкой внутренней поверхностью
- С гофрированной или профилированной поверхностью (для повышенной гибкости)
Выбор шланга в зависимости от условий эксплуатации
При выборе бензостойкого шланга нужно учитывать:
- Тип транспортируемого продукта (бензин, дизтопливо, масло)
- Рабочее давление в системе
- Температурный режим
- Агрессивность среды
- Величину возможных механических, термических и химических воздействий
Кроме того, шланг должен иметь запас прочности - коэффициент безопасности 2-4 относительно максимального рабочего давления.