Масло М-8, или автол - популярный продукт для смазывания автомобильных двигателей. Уже несколько десятилетий оно используется в России. Давайте разберемся в особенностях масла М-8, его свойствах и областях применения.
История создания и особенности масла М-8
Масло М-8 было разработано в СССР в 1970-х годах специально для использования в среднефорсированных карбюраторных двигателях. До этого применялись масла, получаемые простой перегонкой нефти, которые не отвечали современным требованиям.
В рецептуру М-8В были введены специальные присадки на основе цинка, кальция и фосфора, которые улучшали вязкосные и антифрикционные свойства. Это позволило увеличить ресурс двигателя и снизить расход топлива.
Многие производители вводят в состав М-8 пакет присадок. В результате масла М-8 демонстрируют отличные вязкостные характеристики: по классу они идентична показателю SAE 20, а по эксплуатационным свойствам – API SD/CB.
Современное масло М-8В производится в соответствии с ГОСТ 10541-78. Основные требования стандарта:
- Стабильная вязкость при изменении температур
- Высокие моющие и антикоррозийные свойства
- Устойчивость к окислению при высоких температурах
Благодаря использованию качественного сырья и сбалансированного пакета присадок, современные масла М-8В не уступают импортным аналогам.
Физико-химические свойства масла М-8
Масло М-8 представляет собой густую маслянистую жидкость темно-коричневого цвета с характерным запахом нефтепродуктов. В емкости с автолом можно наблюдать густой осадок черного цвета, который с течением времени оседает.
Основные физико-химические показатели масла М-8В:
Плотность при 20°С | Не более 0,890 г/см3 |
Температура вспышки | Не ниже 170°С |
Температурный интервал применения | От -25°C до +45°C |
Кинематическая вязкость при 100°С | 7,5-8,6 сСт |
Щелочное число | 4,2 мг KOH/г |
Высокий индекс вязкости и наличие специальных присадок обеспечивают стабильность эксплуатационных характеристик масла М-8В в широком температурном диапазоне.
Области применения масла М-8
Масло М-8В рекомендуется для использования:
- В бензиновых двигателях легковых автомобилей (особенно ВАЗ)
- В грузовиках с карбюраторными и дизельными двигателями (ЗИЛ, КамАЗ)
- В сельскохозяйственной технике (тракторы, комбайны)
- В стационарных двигателях (электростанции, насосы)
Использование масла М-8В допускается при температурах окружающего воздуха от -25°С до +45°С. В холодное время года оно обеспечивает надежный запуск двигателя, а летом защищает от перегрева.
Периодичность замены масла М-8В составляет в среднем 18 000 км пробега или 1 раз в год. Для старых автомобилей ВАЗ рекомендуется замена через 7 000-8 000 км.
Кроме автотранспорта, масло М-8 активно применяется в лодочных моторах, мотоблоках, мотоциклах "ИЖ" и другой технике.
Преимущества и недостатки масла М-8
К основным достоинствам масла М-8/Автола относятся:
- Низкая стоимость по сравнению с импортными аналогами
- Хорошая защита от износа двигателя
- Устойчивость к перегреву и окислению
- Легкий запуск двигателя зимой
Вместе с тем, есть и некоторые недостатки:
- Ограничения по мощности двигателей
- Повышенный расход масла
- Недостаточная эффективность на высоких оборотах
Технические характеристики и свойства масла М-8
Рассмотрим более подробно основные технические показатели и эксплуатационные свойства моторного масла М-8В:
- Вязкость при 100°C - 7,5-8,6 сСт
- Температура застывания - минус 25°C
- Щелочное число - 4,2 мг KOH/г
- Индекс вязкости - 93
Высокие значения вязкости и щелочного числа обеспечивают надежную смазку и защиту от износа в широком диапазоне температур и режимов работы двигателя.
Особенности применения масла М-8
При использовании масла М8В необходимо учитывать следующие особенности:
- Регулярно проверять уровень масла в двигателе
- Своевременно производить замену - 1 раз в год или через 18 000 км
- Не применять для двигателей с высокой степенью форсировки
Соблюдение этих несложных рекомендаций гарантирует надежную работу двигателя на масле М8.
Отзывы автовладельцев об экономичности масла М-8
Многие отечественные автолюбители выбирают масло М8 из экономических соображений. Действительно, его стоимость в 2-3 раза ниже импортных аналогов при сопоставимом качестве.
Использую М8 уже 5 лет на своем стареньком "Оке". За это время на 30% сэкономил на запчастях и обслуживании. Главное - регулярно менять масло, и мотор будет благодарен.
Однако экономия на качестве обслуживания может обернуться дополнительными расходами из-за ускоренного износа и поломок двигателя.
Меры предосторожности при контакте с маслом М-8
Несмотря на относительную безопасность, при работе с маслом М8 следует соблюдать меры предосторожности:
- Использовать перчатки для защиты рук
- Избегать попадания масла в глаза и на кожу
- При разливе - тщательно протирать и проветривать помещение
При соблюдении этих простых рекомендаций контакт с маслом М8 не принесет вреда здоровью и комфорту.
Особенности утилизации отработанного масла М-8
Отработанное масло М8 требует специальных методов утилизации, поскольку является опасным загрязнителем окружающей среды.
Существуют следующие основные способы утилизации:
- Сжигание в специальных печах на нефтеперерабатывающих или мусоросжигательных заводах
- Повторная переработка с получением топлива, смазочных материалов, парафина
- Захоронение на полигонах промышленных и токсичных отходов
Категорически запрещается сливать отработанное масло М8 в почву, канализацию или водоемы. Это чревато экологической катастрофой и крупными штрафами.
Транспортировка и хранение масла М-8
При транспортировке и хранении масла М8 необходимо соблюдать следующие правила:
- Использовать чистую, сухую, герметичную тару
- Не допускать попадания воды и грязи
- Хранить в прохладном, затененном месте
Оптимальная температура хранения масла М8 составляет от -5 до +30°С. При более высоких или низких температурах возможна потеря эксплуатационных свойств продукта.