Что это такое - "ВАНОС" на БМВ и зачем это нужно автолюбителю

"ВАНОС" - это сердце современных моторов BMW. От того, насколько точно настроена эта система, зависит мощность, динамика, расход топлива вашего автомобиля. Давайте разберемся, что это такое!

Что такое "ВАНОС" на БМВ и зачем он нужен

"ВАНОС" - это система регулировки фаз газораспределения двигателя. Она позволяет изменять время открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов в зависимости от оборотов двигателя и положения педали газа.

Ванос впервые появился в 1992 году на модели BMW 5 серии. С тех пор система несколько раз улучшалась инженерами BMW. Современный "ванос на бмв" 4-го поколения отличается наличием шестеренчатого механизма регулировки распредвальных валов.

VANOS (нем. Variable Nockenwellen Steuerung) — автомобильная система изменения фаз газораспределения компании BMW.

Зачем нужен "ВАНОС"? Эта система дает ряд преимуществ:

  • Улучшает работу двигателя на холостом ходу
  • Повышает крутящий момент на средних оборотах
  • Экономит расход топлива
  • Снижает токсичность выхлопа

Благодаря VANOS двигатель выдает более ровную мощность в широком диапазоне оборотов. Автомобиль становится динамичнее и при этом экономичнее.

Механик устанавливает систему ВАНОС

Устройство VANOS: основные компоненты

Конструкция VANOS относительно проста. В основе лежит гидравлическо-механическая система, управляемая электронным блоком:

  1. Масляные поршни и каналы под давлением;
  2. Зубчатые шестерни и цепи;
  3. Датчики положения валов;
  4. Блок управления двигателем.

Под действием масла поршни перемещают шестерни привода распредвалов, изменяя их положение относительно коленчатого вала. ЭБУ отслеживает показания датчиков и выдает команды на регулировку.

Первоначально использовалась однованосная система Single VANOS, управляющая только впускным распредвалом. На современных авто BMW стоит "ванос бмв м52" двойного действия Double VANOS, регулирующий как впуск, так и выпуск двигателя.

Single VANOS Double VANOS
Только впускной распредвал И впуск, и выпуск
Дискретная регулировка Плавная регулировка

Дополнительно может использоваться система Valvetronic, меняющая высоту подъема клапанов. Таким образом регулируется и фазы газораспределения, и ход клапанов.

Причины поломок "ВАНОС"

Несмотря на простоту конструкции, у системы ванос есть уязвимые места. Чаще всего выходит из строя уплотнительные кольца поршней. Из-за высоких температур резина колец теряет эластичность и начинает пропускать масло.

Также страдают от износа подшипники и шайбы в механизмах ваноса. Они изготавливаются из мягких сплавов, обеспечивающих плавность хода, но при этом быстрее приходят в негодность.

Компоненты системы ВАНОС на столе

Диагностика неисправностей "ВАНОС"

О проблемах с ваносом можно догадаться по косвенным признакам:

  • Падение мощности и динамики автомобиля;
  • Увеличенный расход топлива;
  • Неровная работа двигателя, "провалы" на холостом ходу;
  • Посторонние шумы в работе мотора.

Для точной диагностики нужно провести проверку на специальном стенде или с компьютерной диагностикой.

Ремкоплект "ВАНОС" БМВ и виды ремонта

Поломку VANOS можно устранить двумя способами:

  1. Замена всего узла целиком на новый или отремонтированный ;
  2. Разборка узла и замена вышедших из строя деталей.

Первый вариант проще и быстрее, но дороже обходится. Разборка и ремонт экономичнее, но требует специальных навыков и инструментов.

Рекомендации по профилактике ваноса

"Ремкомплект" - лишь следствие. Лучшее решение - профилактика и своевременное техобслуживание:

  • Регулярная замена масла в ДВС и фильтрации;
  • Проверка состояния уплотнительных колец и деталей привода;
  • Очистка от загрязнений и нагара.

Такая профилактика позволит ваносу прослужить в 2-3 раза дольше без ремонта и поломок.

Особенности установки VANOS на M52

Двигатель M52 - один из самых распространенных на BMW 3-й и 5-й серий 90-х годов. На нем изначально стояла система"ВАНОС" БМВ М52 Single VANOS первого поколения.

При модернизации такого мотора возможна установка более современного Double VANOS. Однако потребуются доработки:

  • Замена цепи и натяжителей;
  • Установка дополнительных крепежей;
  • Перепрошивка блока управления.

Такая модернизация позволит значительно увеличить крутящий момент на средних оборотах и мощность двигателя.

Особенности Double VANOS на M54

На M54 с самого начала стояла улучшенная система Double VANOS второго поколения. Она отличается:

  • Более компактным размером;
  • Увеличенным углом разворота распредвалов - 20 градусов;
  • Повышенным быстродействием за счет датчиков Hall.

При поломке такой системы достаточно замены неисправных компонентов. Полная замена на более новый Double VANOS нецелесообразна.

Особенности монтажа на M62TU

На восьмицилиндровом атмосферном моторе M62 впервые использовали шестеренчатый ванос Vanos-Verzahnung. Он отличается высокой надежностью и плавностью регулировки.

При установке на M62TU нужно обеспечить:

  • Замену радиально-плунжерного масляного насоса на шестеренчатый;
  • Усиление крепления гидротолкателей оси коромысел;
  • Увеличение производительности системы охлаждения.

Это необходимо для надежной работы двигателя с форсированным ваносом на повышенных оборотах.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.