Для каждого автовладельца является нормальным следить за какими-либо изменениями в его автомобиле. К сожалению, они редко направлены в лучшую сторону, поскольку детали изнашиваются, резинотехнические изделия твердеют, прокладки также теряют свои свойства.
Все эти жидкости называют «расходники», поскольку с течением времени при эксплуатации они расходуются, отсюда и название. Многие могут заявить, что масло не расходуется. Это далеко не так. Каждый двигатель имеет нормальный расход масла, который, в среднем, составляет четверть литра на 1000 километров пути.
Повышенный расход масла говорит об утечке, либо, о износе некоторых деталей. В первом случае ее нетрудно найти, а устранение сводится лишь к замене уплотняющих деталей и прокладок. Второй же случай немного хуже, он может стать немалой брешью в семейном бюджете.
Расход масла может быть повышенным в случае, если оно попадает в камеру сгорания и перемешивается с горючей смесью. Естественно, от этого ее октановое число становится гораздо меньше, как следствие – уменьшение производительности. В принципе, моторное масло не сгорает, оно остается только нагаром на деталях, а то, что не стало сажей, выходит вместе с отработавшими газами в выхлопную систему
Таким образом, с одной стороны, большой расход масла приводит к увеличению токсичности выбросов, а с другой – откладывается на деталях, в том числе, на клапанах, после чего они полностью не закрываются, вследствие чего падает компрессия в цилиндрах, а значит, двигатель не развивает полной мощности.
Но это все последствия, теперь же немного о самих причинах. Расход масла, как и расход топлива, напрямую зависит от степени износа деталей. Как говорилось выше, он вырастает из-за попадания в камеру сгорания. Для этого есть два пути: либо оно остается на стенках цилиндра, после перемещения поршня в нижнюю мертвую точку, либо с горючей смесью, через клапаны.
Так вот, первый случай – это износ поршневых колец, поскольку маслосъемные кольца не справляются со своим прямым предназначением. Как правило, такая неисправность сопровождается пониженной мощностью на низких оборотах, а также повышенной дымностью из выхлопной трубы. Каждый агрегат оснащается вентиляцией картера. Газы из него подаются во впускной коллектор для подогрева горючей смеси. К тому же, все то, что «не догорело» в первый раз, подается повторно. Так вот, чтобы определить износ поршневых колец, достаточно снять трубопровод от картера к коллектору, который в народе получил название «сопун».
Второй же случай является следствием затвердевания маслосъемных колпачков, которые одеты на направляющие втулки клапанов и выполняют функцию сальников. По сути, они снимают масло со стержня клапана при его открытии.
Из вышеуказанного следует, что для того, чтобы держать расход масла в приемлемых рамках, нужно своевременно менять поршневые кольца и маслосъемные колпачки, а чтобы снизить их износ, нужно вовремя менять само масло, которое со временем теряет вязкость и смазывающие свойства.