Что движет нами в повседневной жизни? Какие силы заставляют нас просыпаться по утрам, идти на работу или учебу? Давайте разберемся, какие бывают мотивы в психологии и что именно толкает людей на определенные поступки.
Определение понятий "мотив" и "мотивация"
В психологии мотив - это побудительная причина, основание или повод к какому-либо действию или поступку человека. Как пишет Н.А. Обозов,
Мотивация – это совокупность мотивов, побуждающих человека к активной деятельности в определенном направлении.
То есть мотивация шире, чем просто мотив, она включает в себя целый комплекс внутренних и внешних факторов.
Основные функции мотивов:
- Побуждение к деятельности
- Направление усилий для достижения цели
- Контроль и поддержание активности
Характеристики мотива
Существует несколько ключевых характеристик, которые описывают мотив:
- Динамические:
- Сила мотива (насколько интенсивно он воздействует) Стабильность (устойчив ли мотив или быстро меняется)
- Содержательные:
- Полнота знаний о структуре мотивов Уверенность в правильности выбора Направленность (личная, общественная)
Как вы считаете, что важнее для эффективной мотивации - сила побуждения или его стабильность?
Классификация мотивов
Существует несколько оснований, по которым классифицируются различные мотивы:
-
По степени социальной значимости:
- Общественные (профессиональные, идеологические) Групповые (в рамках сообщества) Личностные
-
По виду активности:
- Мотивы общения Игровые мотивы Учебные мотивы
-
По ведущему мотиватору:
- Однозначные Многозначные
Какие мотивы преобладают в вашей повседневной жизни?
Осознанные и неосознанные мотивы
Мотивы делятся на:
- Осознанные:
- Убеждения Стремления Интересы
- Неосознанные:
- Влечения Желания
Как определить свои неосознанные мотивы, которые влияют на поступки?
Вот несколько советов, как определить свои неосознанные мотивы:
- Анализируйте свои поступки и эмоции
- Обращайте внимание на повторяющиеся паттерны в поведении
- Проводите рефлексию и задавайте себе вопрос "Почему я это делаю?"
Развитие осознанности поможет лучше контролировать свои действия и понимать, что именно вас мотивирует. Бывают случаи, когда человек действует вопреки своим интересам, под влиянием скрытых неосознанных побуждений.
Мотивация и ее компоненты
Мотивация - это сложный психологический процесс, включающий в себя несколько элементов:
- Потребности ("почему?")
- Мотивы ("зачем?")
- Побуждения
- Интересы
- Ценности
Например, человек испытывает потребность в самореализации - это задает вектор "почему". Желая развить свои таланты и способности, он ставит цель научиться играть на гитаре - это уже "зачем". В процессе обучения возникает интерес к музыке, побуждение совершенствовать свои навыки. Таким образом разные компоненты мотивации усиливают друг друга.
Внешняя и внутренняя мотивация
Различают два типа мотивации:
- Внешнюю (идет от других людей и общества)
- Внутреннюю (связана с личностными интересами и ценностями)
Например, студент учится, потому что так требуют родители (внешняя мотивация) или потому что ему нравится получать новые знания (внутренняя мотивация).
Причины возникновения мотивов
Какие бывают мотивы и что именно заставляет нас действовать определенным образом? Рассмотрим основные причины возникновения мотивов.
Роль эмоций в формировании мотивации
Эмоции - важнейший компонент при формировании любых мотивов. Положительные и отрицательные эмоции по-разному влияют на нашу внутреннюю мотивацию.
Изменение мотивации с возрастом
Характер мотивов существенно эволюционирует на разных этапах жизни человека. К примеру, в детстве доминирует игровая мотивация, в юности - социальная, в зрелости - самореализация.
Роль эмоций в формировании мотивации
Эмоции - важнейший компонент при формировании любых мотивов. Положительные и отрицательные эмоции по-разному влияют на нашу внутреннюю мотивацию.
Например, если человек получает удовольствие от какого-то занятия, у него формируется стойкий интерес и внутренняя потребность продолжать это дело. Если же деятельность вызывает стресс, раздражение, скуку - со временем мотивация снижается.
Поэтому важно выбирать такие цели и задачи, которые доставляют позитивные эмоции. Тогда внутренняя мотивация будет высокой.
Методы повышения мотивации с помощью эмоций
- Связывать цели с желаемыми переживаниями
- Делить задачи на небольшие части
- Вознаграждать себя
Изменение мотивации с возрастом
Характер мотивов существенно эволюционирует на разных этапах жизни человека.
К примеру, в детстве доминирует игровая мотивация, в юности - социальная, в зрелости - самореализация. Рассмотрим подробнее эту динамику.
Этапы развития мотивации:
- Младенческий возраст: физиологические потребности
- Дошкольный возраст: интерес к играм
- Младший школьный возраст: мотивация достижений
- Подростковый возраст: социальная мотивация
Понимание возрастной динамики мотивов помогает строить эффективный процесс воспитания и развития ребенка, опираясь на актуальные потребности конкретного возраста.
Этапы развития мотивации:
- Младенческий возраст: физиологические потребности
- Дошкольный возраст: интерес к играм
- Младший школьный возраст: мотивация достижений
- Подростковый возраст: социальная мотивация
- Юношеский возраст: формирование мировоззрения и ценностей
- Молодость: карьерный рост, самореализация
- Зрелость: семейная мотивация, воспитание детей
- Пожилой возраст: мотивация передачи опыта, забота о здоровье
Как видно из приведенных примеров, на каждом этапе жизни у человека формируются свои приоритетные мотивы в соответствии с возрастными задачами развития.
Гендерные различия мотивации
Существуют и гендерные отличия в характере мотивации:
- У женщин сильнее выражена мотивация аффилиации - потребность в общении и социальных связях
- У мужчин в большей степени присутствует мотивация достижений и доминирования
Однако гендерные стереотипы мотивации постепенно стираются. В современном обществе женщины так же ориентированы на карьеру, а мужчины - на семейные ценности.
Гендерные различия мотивации
Существуют и гендерные отличия в характере мотивации:
- У женщин сильнее выражена мотивация аффилиации - потребность в общении и социальных связях
- У мужчин в большей степени присутствует мотивация достижений и доминирования
Однако гендерные стереотипы мотивации постепенно стираются. В современном обществе женщины так же ориентированы на карьеру, а мужчины - на семейные ценности.
Влияние гендера на мотивацию:
- Выбор профессии
- Распределение ролей в семье
- Хобби и увлечения
- Стиль общения и лидерства
Знание гендерной специфики помогает лучше понимать поведенческие мотивы представителей противоположного пола, выстраивать с ними взаимодействие.
Национально-культурные различия в мотивации
Характер мотивации также зависит от культурного контекста и национальных ценностей. Например:
- В западных культурах выше индивидуализм и ориентация на достижения
- В восточных коллективизм и гармония с группой