Тепловоз ТЭМ18ДМ - надежная и экономичная машина, широко используемая для маневровой работы. Его конструкция постоянно совершенствуется, чтобы улучшить технико-экономические показатели. Давайте рассмотрим историю создания этого тепловоза и его особенности.
Предпосылки создания тепловоза ТЭМ18ДМ
Тепловозы серии ТЭМ18 выпускаются Брянским машиностроительным заводом с 1992 года. Они предназначены для маневровой, вывозной и легкой магистральной работы. За эти годы заводом построено более 2000 таких тепловозов для железных дорог СНГ, Балтии и других стран.
В 2007 году на БМЗ начался выпуск модернизированной модели тепловоза, получившей обозначение ТЭМ18ДМ. Эта модификация отличается от предыдущих ТЭМ18 рядом улучшений.
- Новая увеличенная кабина машиниста
- Более экономичный и мощный дизель 1-ПД4Д
- Микропроцессорная система управления
- Улучшенные системы диагностики и безопасности
Эти изменения позволили повысить производительность, надежность и комфорт управления тепловозом ТЭМ18ДМ.
Технические характеристики ТЭМ18ДМ
Тепловоз ТЭМ18ДМ имеет следующие основные технические данные:
- Габаритная длина по осям автосцепок - 15100 мм
- Ширина - 3100 мм
- Высота от головки рельса - 4485 мм
- Масса в рабочем состоянии - 84 т
- Конструкционная скорость - 25 км/ч
- Сила тяги - 186 кН (19 тс)
- Мощность дизеля - 882 кВт (1200 л.с.)
Основой конструкции тепловоза является сварная несущая рама, на которой смонтированы все основные узлы и агрегаты.
На тепловозе установлен четырехтактный дизель 1ПД-1А с газотурбинным наддувом, водяным охлаждением и электрическим запуском от аккумуляторных батарей.
Передача крутящего момента от дизеля на колесные пары - электрическая постоянного тока. В состав электрооборудования входят тяговый генератор GTF-850-4B мощностью 850 кВт и две тележки с колесно-моторными блоками.
Тележки тепловоза ТЭМ18ДМ двухосные с индивидуальным приводом колесных пар. Подвешивание двигателей опорно-рамное с рессорами. Тормозное оборудование локомотива включает в себя автоматический и ручной тормоз, пневматический и элекромагнитный рельсовые тормоза.
Оборудование кабины машиниста
Кабина управления тепловоза ТЭМ18ДМ оборудована двумя пультами управления, расположенными друг напротив друга. На пультах находятся все необходимые приборы и органы управления:
- Контроллер машиниста
- Рукоятка контроллера
- Кран машиниста
- Тормозные краны и кран песочницы
- Переключатели и кнопки включения систем
Рабочее место машиниста оборудовано вращающимся креслом, имеет хороший обзор и отвечает современным эргономическим требованиям. Для обеспечения безопасности движения в кабине установлены приборы:
- Система контроля бдительности машиниста
- Регистратор параметров движения
- Радиостанция для связи
Силовая установка тепловоза
Основу силовой установки тепловоза ТЭМ18ДМ составляет четырехтактный V-образный 12-цилиндровый дизель 1-ПД4Д мощностью 882 кВт, оснащенный турбонаддувом с промежуточным охлаждением воздуха.
В состав дизель-генераторной установки входят:
- Дизель 1-ПД4Д
- Тяговый генератор GTF-850-4B
- Система охлаждения дизеля
- Система смазки
- Топливная система с насосами высокого давления
Тормозное оборудование тепловоза ТЭМ18ДМ
На тепловозе применяются пневматический автотормоз, электропневматический тормоз, ручной стояночный тормоз, магниторельсовые тормоза и песочная система.
Управление рабочим и стояночным тормозом осуществляется из кабины машиниста при помощи тормозного и пробного кранов.
Устройство тепловоза ТЭМ18ДМ
В устройстве локомотива ТЭМ18ДМ можно условно выделить несколько основных систем:
- Механическая часть (рама, тележки, привод)
- Силовая установка (дизель, генератор)
- Электрическая часть (двигатели, цепи управления)
- Вспомогательные системы (тормоза, пневматика, охлаждение)
Все эти системы тесно связаны между собой и дополняют друг друга, обеспечивая работу тепловоза.
Микропроцессорная система управления
Важной особенностью тепловоза ТЭМ18ДМ является применение современной микропроцессорной системы управления и диагностики, повышающей его надежность и эффективность.
Система включает в себя унифицированный комплекс УСТА, обеспечивающий управление тягой и электропневматическим тормозом, а также блок управления дизелем и вспомогательными механизмами.
Техническое обслуживание ТЭМ18ДМ
Для поддержания тепловоза ТЭМ18ДМ в исправном состоянии проводятся периодические осмотры и техническое обслуживание:
- ЕТО - ежесуточный технический осмотр
- ТО-1 - первое техническое обслуживание (через 15 суток)
- ТО-2 - второе техническое обслуживание (через 30 суток)
При ТО выполняются работы по контролю уровней эксплуатационных жидкостей, проверке исправности оборудования, очистке фильтров, регулировке механизмов.
Текущий ремонт тепловоза
При текущем ремонте ТР-1 и ТР-2 производится частичная разборка агрегатов, замена изношенных деталей, ремонт или замена неисправных узлов тепловоза ТЭМ18ДМ.
К основным объектам текущего ремонта относятся:
- Двигатель внутреннего сгорания
- Тяговый генератор и электродвигатели
- Блок цилиндров и распределительный механизм
- Топливная аппаратура
- Рама тележек и буксы
Капитальный ремонт ТЭМ18ДМ
При капитальном ремонте производится полная разборка тепловоза, дефектовка всех деталей, ремонт или замена компонентов с истекшим сроком службы.
Основные виды работ:
- Разборка и сборка силовой установки
- Шлифовка коленчатого вала
- Замена рам тележек
- Ремонт электрических машин
Модернизация тепловозов ТЭМ18ДМ
Для улучшения характеристик и повышения срока службы тепловозов серии 18ДМ при капитальных ремонтах возможно проведение их модернизации:
- Замена дизеля на более современный
- Установка микропроцессорных систем управления
- Усовершенствование систем охлаждения и фильтрации
Благодаря модернизации возможно продлить срок эксплуатации тепловоза до 32-40 лет.