Пропаганда является мощным инструментом влияния на общественное мнение. Но кто стоит за ней? Давайте разберемся, кто такие пропагандисты и чем они занимаются.
История термина "пропаганда"
Сам термин "пропаганда" произошел от названия католической организации Congregatio de Propaganda Fide (Конгрегация распространения веры), созданной папой Григорием XV в 1622 году для распространения католицизма.
Изначально термин «пропаганда» был нейтральным и использовался для обозначения массового распространения информации, однако впоследствии термин все больше приобретал уничижительный оттенок и стал ассоциироваться с манипулированием и дезинформацией[7].
То есть первоначально это слово не имело того негативного подтекста, который появился позже. Пропаганда воспринималась как нейтральное явление - распространение каких-либо идей, взглядов, убеждений в обществе.
Виды пропаганды
Различают несколько видов пропаганды:
- "Белая" - распространение в основном правдивой информации из официальных источников;
- "Серая" - источник информации неизвестен или скрыт;
- "Черная" - распространение ложных сведений, источники ложные или скрытые.
Пропагандист может использовать разные виды пропаганды в зависимости от целей:
Вид пропаганды | Цель |
Белая | Представить в лучшем свете идеи, организацию |
Черная | Создание ложных стереотипов, разжигание ненависти к "врагу" |
Как устроена пропаганда
Пропагандист опирается в своей работе на 3 ключевых компонента:
- Идея, мнение или убеждение, которые надо распространить.
- Целевая аудитория, на которую нацелена пропаганда.
- Каналы доставки пропаганды до аудитории.
От того, насколько удачно подобраны и сбалансированы эти компоненты, зависит эффективность работы пропагандиста.
Для успеха ему надо сделать пропагандируемые идеи:
- Понятными целевой аудитории;
- Убедительными;
- Устойчивыми к критике извне.
Иногда пропагандист может сознательно идти на искажение фактов или дезинформацию ради "высокой цели".
Способы и каналы пропаганды
Для распространения своих идей пропагандист использует различные каналы:
- Плакаты, листовки, газеты;
- Радио, телевидение;
- Выступления лидеров и публичных лиц;
- Социальные сети и интернет.
Пропагандист - это настоящий виртуоз в использовании медиа для воздействия на умы людей. Он может задействовать практически любые жанры искусства:
- Художественные и документальные фильмы;
- Спектакли и концерты;
- Литературные произведения.
Цели пропаганды
Пропагандист - это человек, преследующий определенные цели своей деятельностью. Это могут быть как благие намерения, так и корыстные.
Позитивная пропаганда нацелена на:
- Распространение полезной информации;
- Сплочение общества;
- Поддержание моральных ценностей.
Негативная же пропаганда это:
- Манипулирование общественным мнением;
- Разжигание конфликтов;
- Достижение эгоистичных целей.
Борьба с пропагандой
Чтобы противодействовать манипулятивной пропаганде, необходимы:
- Развитие критического мышления у людей.
- Раскрытие пропагандистских приемов и уловок.
- Регулирование информационного поля.
Нельзя запретить пропаганду полностью, но можно научить людей отличать правду ото лжи. Пропагандист это искусный манипулятор, и бороться с его влиянием непросто. Но возможно!
Приемы пропагандиста
В своей работе пропагандист использует различные уловки и приемы манипуляции сознанием:
- Подтасовка фактов и цифр;
- Подмена понятий;
- Очернение оппонентов;
- Ложные аналогии и сравнения.
Такие методы позволяют ему внедрять в массовое сознание нужные стереотипы и мнения, выгодные его заказчикам.
Кто заказывает пропаганду
За деятельностью пропагандиста обычно стоят влиятельные политические и коммерческие структуры, преследующие свои интересы с помощью манипуляций общественным мнением. К ним относятся:
- Правительства;
- Политические партии и движения;
- Крупные корпорации.
Профессиональные навыки пропагандиста
Для эффективной работы пропагандисту нужны определенные профессиональные качества и умения:
- Хорошее знание психологии людей;
- Навыки работы со СМИ и социальными сетями;
- Умение составлять убедительные тексты и обращения.
Отличный пропагандист способен формировать настроения целых социальных групп и даже целых народов!
Будущее пропаганды
С развитием технологий влияние пропагандистов на людей будет только расти. Уже сейчас активно изучаются возможности манипулирования с помощью:
- Искусственного интеллекта;
- Виртуальной и дополненной реальности;
- Таргетированной рекламы и контента в соцсетях.
Психологические приемы пропагандиста
В основе работы пропагандиста лежит глубокое понимание психологии людей. Он активно использует такие эффекты:
- Эффект первичности - первая поданная информация запоминается лучше;
- Эффект контраста - яркое и броское запоминается лучше обычного;
- Эффект эмоционального заражения - передача настроений толпе.
Подобные инструменты позволяют пропагандисту эффективно внедрять нужные установки и формировать требуемые реакции у людей.
Пропаганда в политике
Одной из важнейших сфер применения услуг пропагандиста является политика. С помощью продуманной пропагандистской кампании можно:
- Сформировать имидж политика или партии;
- Дискредитировать оппонентов;
- Мобилизовать электорат перед выборами.
Поэтому услуги профессиональных пропагандистов очень ценятся во время предвыборных гонок.
Пропаганда в бизнесе
Пропагандисты активно задействованы и в сфере бизнеса. С их помощью компании формируют:
- Лояльность потребителей к бренду;
- Желаемое восприятие товаров и услуг;
- Нужные паттерны потребительского поведения.
Таким образом маркетинг и реклама тесно переплетаются с пропагандой в коммерческой сфере.