Самость - загадочное понятие, определяющее суть человеческой личности. Давайте разберемся, что же оно означает.
1. Определение самости
Что такое самость? По определению швейцарского психолога Карла Густава Юнга, это архетип целостности - глубинный центр и выражение психологической целостности отдельного индивида.
Самость выступает как принцип, объединяющий сознательную и бессознательную части психики человека. Одновременно с этим она обеспечивает вычленение индивида из окружающего его мира.
Таким образом, самость - это выражение психологической целостности личности. Она является центром, регулирующим психическую жизнь человека.
2. Самость и эго: в чем разница?
Существует принципиальное различие в трактовке соотношения самости и эго у Юнга и Зигмунда Фрейда.
Фрейд полагал, что эго развивается из Оно (бессознательного). При этом бессознательное представляет постоянную угрозу для эго. Задача эго - "укротить" и "поставить под контроль" бессознательные импульсы.
Юнг придерживался иной точки зрения. Он писал о "диалоге" между эго и бессознательным/самостью, в котором оба участника имеют "равные права".
По Юнгу, цель психического развития - не "подчинение" бессознательного эго, а признание силы самости и сосуществование с ней. Самость обладает мудростью, превосходящей осознанное понимание человеком самого себя.
3. Самость как эмпирическое понятие
В эмпирическом плане самость проявляется:
- в сновидениях, мифах и сказаниях в образах героев, царей, пророков;
- в виде целостных символов - круга, квадрата, креста.
Когда самость олицетворяет единство противоположностей, она выступает как:
- союз враждующих персонажей;
- взаимодействие сил инь и янь.
Таким образом, переживание самости - это игра света и тени, хотя постигается она как целостность.
4. Самость как трансцендентальное понятие
В трансцендентальном плане самость выражает непостижимое для человеческого разума единство противоположностей. Это понятие не представимо логически, однако обнаруживается эмпирически в символах единства.
Поэтому Юнг утверждал сходство между психологически постигаемой самостью и религиозным представлением о Боге. Самость можно назвать "Богом в нас", ибо в ней зарождаются начала всей душевной жизни человека.
5. Переживание самости
Переживание самости характеризуется особой нуминозностью, схожей с религиозным откровением. Самость обладает мудростью, которая превосходит рациональное самопознание отдельно взятой личности.
Это связано с тем, что индивидуальная самость каждого человека неразрывно сопряжена с самостями всех других людей. Трансперсональная природа этого феномена выходит за рамки ограниченного эгоцентрического мышления.
6. Альтернативные трактовки самости
Помимо юнгианского подхода, существуют и другие трактовки феномена самости в психологии. Так, американский психиатр Гарри Стек Салливан рассматривал самость как результат социального научения ролям в процессе взаимодействия с другими людьми.
Еще один американский психолог XX века Беррес Скиннер считал самость лишь "объяснительной фикцией". С его бихевиористских позиций имеет смысл говорить о "паттернах поведения", наблюдаемых эмпирически.
7. Два аспекта самости
В современной аналитической психологии различают два аспекта самости:
- трансцендентальный, связанный с архетипическими основами этого феномена;
- клинический, тесно переплетенный с эго-сознанием.
Отсюда проистекает традиция писать это слово с заглавной буквы, когда речь идет о трансперсональной природе Самости, и со строчной - в контексте эмпирического изучения самости отдельного индивида.
8. Сложности в исследовании самости
Основные трудности в научном осмыслении феномена самости связаны с отсутствием целостной теории сознания и методологии описания разнообразных состояний сознания и самосознания.
9. История термина "самость"
Термин "самость" имеет давнюю историю в русском языке. Впервые он упоминается в логических трактатах XVI века. Широко использовался в литературе XVIII-XIX столетий.
Самость в то время выступала как синоним таких понятий, как личность, индивидуальность, самобытность. Этот термин помогал выразить идею внутренней обособленности и целостности человеческой личности.
10. Практическое применение
Понимание феномена самости важно в контексте практической психологии и саморазвития.
Осознание собственной самости помогает человеку познать глубинные основы своей личности. Процесс индивидуации и интеграции разрозненных психических комплексов также опирается на эту фундаментальную категорию.
Таким образом, самость можно рассматривать как инструмент личностного роста и самосовершенствования.
11. Нерешенные вопросы
Несмотря на многовековую историю, что такое самость до конца не ясно. Это понятие до сих пор вызывает массу споров и требует дальнейшего всестороннего исследования с привлечением знаний из различных областей человекознания.
12. Многогранность самости
Феномен самости настолько многогранен, что не укладывается в рамки какой-либо одной теории или определения. Разные школы психологии по-своему трактуют этот концепт.
С одной стороны, самость - это изначально присущее человеку качество, связывающее его с глубинными пластами коллективного бессознательного. С другой - результат социального научения и освоения определенных моделей поведения.
13. Интеграция подходов
Возможно, продуктивнее было бы не противопоставлять, а интегрировать различные взгляды на природу самости. Трансперсональное и социально обусловленное в человеке неразрывно переплетено.
Глубинная суть нашего "Я" формируется в процессе сложного взаимодействия изначально заданных архетипов и конкретного жизненного контекста, в котором разворачивается индивидуальная судьба.
14. Самость и жизненный путь
Можно предположить, что степень реализации заложенного в самости потенциала личности во многом зависит от осознанности человека, его умения обращаться к собственным глубинным истокам.
Постижение феномена самости открывает возможности для более полной самореализации в творчестве, личных отношениях и других сферах жизни.
15. Самость и психологическое здоровье
Развитие самости тесно переплетено с психологическим здоровьем и зрелостью личности. Чем больше человек в контакте со своими глубинными истоками, тем более он целостен и свободен в проявлении собственной индивидуальности.
Напротив, подавление самости, отрыв от нее ведут ко внутренним конфликтам, саморазрушению и разнообразным психологическим проблемам.
16. Самость и психотерапия
Отсюда вытекает важное практическое приложение идей аналитической психологии в сфере психотерапии и консультирования. Работа с глубинными структурами личности, контакт с ее ядром - самостью - позволяет гармонизировать человека.
Символы и образы, исходящие из коллективного бессознательного, могут стать путеводной нитью к внутреннему источнику личностного роста и исцеления.
17. Самость и духовность
Наконец, постижение тайны самости ведет к переосмыслению роли духовного измерения в жизни человека и человечества. Открывается завеса, скрывающая божественное ядро души.
Пробуждение этого скрытого духовного потенциала и его воплощение в повседневности - вот подлинный смысл и назначение феномена самости, в корне меняющего наше представление о сущности человеческой личности.
18. Самость и общество
Изучение феномена самости имеет важное общественное звучание. Постижение глубинных основ человеческой личности необходимо для гармоничного развития социума.
С одной стороны, реализация самости каждого отдельного индивида обогащает общество, делает его более разнообразным и живым. С другой - подавление самости чревато конфликтами, насилием и тоталитаризмом.
19. Баланс индивидуального и коллективного
Оптимальный социальный порядок - это баланс между свободой личности в развитии собственной самости и общими ценностями, цементирующими общество.
Задача заключается в том, чтобы, с одной стороны, избежать крайнего индивидуализма и эгоцентризма, но в то же время не впасть в массовость и утрату человеком своего внутреннего стержня.
20. Самость и история
Исторический процесс также неразрывно связан с феноменом самости. Коллективные архетипы, заложенные в социуме, реализуются через действия конкретных личностей.
Переломные моменты истории часто инициируются харизматичными деятелями, чутко улавливающими "дух времени" благодаря контакту со своей самостью.