Зарядка аккумулятора - один из важнейших процессов, обеспечивающих работу автомобиля. Отказ реле регулятора напряжения на ВАЗ может привести к полной остановке машины. Давайте разберемся, как устроено это устройство, где оно расположено, какие бывают неисправности и как их устранить.
Назначение и принцип работы реле зарядки ВАЗ
Реле зарядки выполняет в автомобиле несколько важных функций:
- Стабилизация напряжения в бортовой сети. Реле поддерживает его в диапазоне 13,6-14,4 В, независимо от оборотов двигателя.
- Регулировка силы тока возбуждения генератора. Это позволяет вырабатывать стабильное напряжение.
- Защита от перегрузок. Реле отключает питание обмотки возбуждения в аварийных режимах.
Принцип действия реле зарядки основан на электромагните и подвижных контактах. При отклонении напряжения от нормы срабатывает электромагнит и переключает контакты, изменяя ток возбуждения генератора.
Различают 2-уровневые и многоуровневые реле зарядки. Первые имеют всего 2 положения регулировки, вторые позволяют более плавно изменять ток возбуждения.
Типы и модели реле зарядки на ВАЗ
Реле зарядки ВАЗ выпускались под конкретные модели автомобилей. Рассмотрим основные варианты.
Для ВАЗ-2101 устанавливалось реле РР363, для ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107 использовали реле РР398. На переднеприводные модели ставили реле РР362 (ВАЗ-2110) и РР372 (ВАЗ-2114).
Помимо оригинальных вариантов, существуют аналоги от отечественных и зарубежных производителей:
Реле | Производитель |
19.3771 | "Бош" (Германия) |
WR-2 | "Электроника" (Россия) |
DZ473 | "Делко" (Китай) |
При выборе нужно учитывать тип установленного генератора и его рабочее напряжение.
Расположение и монтаж реле зарядки на ВАЗ
На классических заднеприводных моделях ВАЗ (2101-2107) реле зарядки располагается под капотом рядом с аккумулятором:
- Снимаем клемму с отрицательного полюса АКБ
- Отворачиваем гайку крепления реле к щитку
- Отсоединяем разъем и снимаем реле
Перед установкой нового реле зарядки нужно тщательно зачистить все контактные поверхности и обезжирить их.
Диагностика неисправностей реле зарядки ВАЗ
Основные признаки выхода реле зарядки из строя:
- Заниженное/завышенное зарядное напряжение на клеммах аккумулятора
- Нестабильная работа потребителей электроэнергии
- Перегрев корпуса реле, запах гари
Причины отказа могут быть самые разные:
- Механические повреждения и коррозия контактов
- Обрыв обмотки электромагнита
- Нарушение регулировки и калибровки
Для диагностики потребуется мультиметр. Последовательность проверки реле зарядки на ВАЗ:
- Замерить напряжение на АКБ
- Проверить сопротивление обмотки реле
- Убедиться в срабатывании подвижных контактов
Где находится реле зарядки на разных ВАЗ
Расположение реле регулятора напряжения зависит от модели:
- На ВАЗ 2105, 2107 реле зарядки находится на левой стойке под капотом
- На переднеприводном ВАЗ 2110 оно установлено на щитке приборов
- На ВАЗ 2114 находится под панелью рядом с выключателем массы
Замена и ремонт реле зарядки на ВАЗ
При выборе реле зарядки обращайте внимание на:
- Соответствие рабочего напряжения
- Диапазон регулируемых токов
- Материал и тип контактов (латунь, медь, серебро)
Качественные аналоги обойдутся дешевле оригинала, но будут не менее надежны.
Особенности эксплуатации и профилактика
Чтобы продлить срок службы реле зарядки ВАЗ, рекомендуется:
- Избегать длительных нагрузок на электрооборудование
- Следить за исправностью генератора и ремня привода
- Периодически проверять напряжение зарядки АКБ
Полезные советы автолюбителям по реле зарядки ВАЗ
При выборе нового реле регулятора обращайте внимание на:
- Маркировку с рабочим напряжением и силой тока
- Материал контактов (латунь или медь)
- Наличие гарантии от производителя
Так Вы сможете отличить качественное изделие от подделки.
Как определить неисправность реле зарядки
Чтобы определить, исправно ли реле, нужно:
- Измерить напряжение бортсети тестером
- Проверить на обрыв цепь катушки реле
- Убедиться в срабатывании подвижных контактов
Если есть отклонения - реле требует замены.
Инструкция по самостоятельной установке
Чтобы самому установить реле зарядки на ВАЗ, понадобятся:
- Ключ торцовый 10 мм
- Отвертка крестовая
- Мультиметр
- Липкая изолента
Последовательность замены:
- Отключить АКБ
- Демонтировать старое реле
- Установить и подключить новое
- Проверить напряжение зарядки
Что делать при внезапном отказе на дороге
Если реле зарядки вышло из строя в пути, то в первую очередь следует отключить все ненужные потребители тока, чтобы разряд АКБ происходил медленнее. Машину можно довести до ближайшего сервиса с выключенным светом и магнитолой. Однако двигаться желательно не больше 15-20 км в таком режиме.
Где купить недорогое реле хорошего качества
Хорошее соотношение цены и качества при выборе реле зарядки обычно можно найти у таких производителей:
- "Делко" (Китай)
- Valeo (Франция)
- ERA (Италия)
Из российских аналогов стоит обратить внимание на марку "Электроника", а также на некоторые модели бренда Босч.
Приобретать запчасти лучше в крупных автомагазинах или через проверенные интернет-магазины.
Как повысить ресурс реле зарядки
Чтобы увеличить срок службы реле, рекомендуется:
- Своевременно менять ремень генератора
- Не допускать работы аккумулятора в буферном режиме
- Периодически зачищать контакты реле
Также важно использовать качественные аналоги и придерживаться интервалов замены, рекомендованных производителем.
Особенности ремонта и регулировки
Самостоятельно ремонтировать или регулировать реле регулятора напряжения довольно сложно даже опытному автолюбителю.
Основные трудности:
- Настройка характеристик электромагнита
- Юстировка срабатывания подвижных контактов
- Калибровка опорного напряжения
Поэтому лучше заменить реле на новое при выходе из строя, а не пытаться восстановить старое.
Перспективы развития реле зарядки
Современные тенденции развития реле регуляторов напряжения таковы:
- Переход на бесконтактные транзисторные модели
- Использование микроконтроллеров для точной настройки
- Интеграция в единую систему управления автомобилем
Это позволит повысить ресурс и надежность реле, а также расширит функциональные возможности.
Альтернативные способы зарядки АКБ
Помимо классической схемы с генератором и реле регулятором, существуют и другие способы зарядки автомобильного аккумулятора:
- Зарядное устройство от бытовой электросети
- Солнечная батарея + контроллер заряда
- Зарядка от генератора другого транспортного средства
Однако они применимы, в основном, только как вспомогательные или аварийные варианты.
Реле зарядки на других транспортных средствах
Реле регуляторы напряжения применяются не только в автомобилях ВАЗ, но и на другой технике:
- Легковые иномарки
- Грузовики и автобусы
- Сельхоз- и строительная техника
- Мотоциклы, квадроциклы, снегоходы
Конструктивные особенности могут различаться, но принцип работы и общие неисправности схожи.