Английский язык является одним из важнейших школьных предметов. От того, насколько хорошо ученик овладевает иностранным языком, во многом зависит его будущее - возможности получения образования, трудоустройства, путешествий и общения с носителями языка.
Системы оценок знаний по английскому языку
Для оценки уровня знаний учащихся по английскому языку используется несколько основных систем:
- Традиционная российская 5-балльная шкала («5», «4», «3», «2»);
- Зарубежные алфавитные оценки - А, B, C, D, E/F;
- Уровневая система (A1-C2) в соответствии с международным стандартом CEFR;
- "Оценки по английскому языку" в виде вербального описания знаний.
Каждая из этих систем имеет свои особенности и области применения. Рассмотрим их подробнее.
Оценки по английскому языку
Традиционная 5-балльная система используется в российских школах для текущего, промежуточного и итогового контроля. Оценки выставляются на основе критериев оценок по английскому языку , которые устанавливают требования к знаниям и умениям учащихся для получения той или иной отметки.
Например, для получения оценки «5» ученик должен:
- Знать весь программный материал;
- Уметь излагать его логично и связно;
- Уметь применять знания при выполнении практических заданий.
Для оценки «3» достаточно иметь ЗУНы в объеме 50-70% от программных требований. Так определяется уровень овладения предметными результатами по английскому языку.
Оценки по английскому
Зарубежные системы алфавитного оценивания (А, В, С, D, E/F) используются при сдаче международных экзаменов ( "огэ по английскому" , TOEFL, IELTS и др.). Эти системы позволяют определить общий уровень владения английским языком для поступления в зарубежные учебные заведения, при приеме на работу и в других случаях.
Уровневая шкала CEFR описывает, что именно должен уметь делать учащийся на каждой из 6 ступеней (от элементарного уровня A1 до свободного владения языком C2). Эта шкала используется для оценки коммуникативных умений в чтении, письме, говорении и аудировании. Уровни CEFR часто указывают в описании международных экзаменов ( "огэ по английскому" ).
Критерии выставления оценок
При оценивании знаний учащихся по английскому языку учитываются следующие основные критерии:
- Знание лексического и грамматического материала в соответствии с программой обучения;
- Владение устной речью (монолог, диалог) в пределах изученных тем;
- Понимание речи на слух и при чтении;
- Сформированность навыков письма.
Формы и методы контроля
Для оценки знаний учащихся по английскому языку используются разнообразные формы контроля:
- Устный опрос;
- Письменные работы (диктанты, изложения, сочинения);
- "Огэ по английскому" в формате ГИА;
- Тестирование (грамматические тесты, лексические тесты, тесты по чтению и аудированию);
- Защита проектов.
Каждая форма контроля позволяет проверить определенный набор знаний, умений и навыков. Например, при устном опросе оценивается уровень сформированности устной речи и произношения, а при написании диктанта - уровень усвоения лексико-грамматических норм языка.
Критерии оценок
Для выставления объективной оценки необходимо опираться на четкие критерии. Они могут касаться разных сторон владения языком:
- Объема словарного запаса;
- Правильности произношения;
- Беглости и выразительности устной речи;
- Умения выстраивать монолог или диалог по заданной теме и т.д.
Использование единых критериев всеми педагогами позволяет обеспечить объективность оценки знаний учащихся.
Ошибки при оценивании
При выставлении оценок по английскому языку могут быть допущены некоторые типичные ошибки:
- Субъективное занижение или завышение оценок из-за личного отношения к ученику;
- Неучет объема выполненных заданий при выставлении итоговой оценки;
- Ориентация только на отдельные аспекты владения языком (например, только на лексику);
- Отсутствие четких критериев оценки творческих работ и проектов.
Психологические аспекты
Помимо знаниевой составляющей, при оценивании также необходимо учитывать психологические аспекты. Высокий уровень тревожности при ответе может отрицательно сказываться на результатах ученика.
Категоричная реакция учителя на ошибки способна надолго подорвать мотивацию школьника к изучению предмета. Поэтому оценку всегда следует сопровождать комментариями, указывающими пути преодоления проблем.
Роль родителей
В процессе оценивания знаний по английскому языку важно учитывать и роль родителей учащихся. Их поддержка, заинтересованность в успехах ребенка и готовность оказывать ему помощь дома являются залогом высокой мотивации школьников.
Учителю необходимо наладить обратную связь с родителями: сообщать им не только об оценках, но и об индивидуальном прогрессе ученика, давать рекомендации по самостоятельной работе дома.
Перспективы совершенствования
"Огэ по английскому" и другие формы независимого оценивания знаний позволяют выявить "белые пятна" в обучении, над которыми необходимо поработать педагогу. Например, если анализ результатов ГИА показал, что большинство учащихся испытывают проблемы с аудированием и письмом, это должно найти отражение в дальнейшем планировании.
Инновационные методики
Современные образовательные технологии открывают новые возможности для оценки знаний учащихся. Онлайн-тестирование, геймификация, использование мобильных приложений позволяют сделать этот процесс более увлекательным и эффективным.
Перспективным направлением является переход от оценки знаний к оценке компетенций – умений применять язык в конкретных жизненных ситуациях. И здесь также могут использоваться современные технические средства, например виртуальная реальность.
Международный контекст
Глобализация экономики и интеграция России в мировое образовательное пространство делает владение английским языком еще более востребованным. Универсальные международные стандарты оценки, такие как CEFR, позволяют российским выпускникам продемонстрировать уровень владения языком при поступлении в зарубежные вузы или при устройстве на работу в международные компании.