Махачкалинский морской торговый порт является единственным незамерзающим портом России на Каспийском море. Это придает ему особое стратегическое значение для развития транспортной системы Юга страны. Давайте подробно рассмотрим историю, современное состояние и перспективы этого уникального объекта портовой инфраструктуры.
История создания порта
Строительство Махачкалинского морского торгового порта началось в 1859 году по распоряжению российских властей. Руководил работами инженер Адольф Данилович Фалькенгаген.
«17 ноября 1870 года состоялось официальное открытие порта»,
- так записано в летописи города Махачкалы.
Уже в первый год работы порта его грузооборот составил 15 тысяч тонн, а в порт заходило 35 судов. К 1890 году эти показатели выросли до 78 тысяч тонн и 125 судов соответственно. Рос в основном экспорт керосина, нефти и зерна.
Строительство порта велось в сложных климатических условиях мелководья и штормового Каспия. Причалы возводились из бутового камня, а глубины достигались разработкой дна экскаваторами и водолазным способом.
Современное состояние порта
Сегодня Махачкалинский морской торговый порт представляет собой современный многофункциональный транспортный узел. Его основные технические характеристики:
- Протяженность причального фронта - 1500 метров
- Глубины у причалов - до 10 метров
- Площадь крытых складов - 25 000 кв. метров
- Площадь открытых складов - 93 000 кв. метров
Через порт ежегодно проходит порядка 3-5 миллионов тонн различных грузов. Это в основном махачкалинский морской торговый порт нефтепродукты, зерно, контейнеры, генеральные грузы.
Порт располагает всей необходимой инфраструктурой:
«В состав ММТП входят сухогрузная гавань, нефтегавань, железнодорожный и автомобильный терминалы, зерновой терминал»,
- говорится на официальном сайте.
Для выполнения погрузочно-разгрузочных работ задействованы 3 портальных крана, 4 козловых крана, погрузчики и другая спецтехника.
Таким образом, махачкалинский морской торговый порт является важнейшим звеном транспортной инфраструктуры юга России, обеспечивая стабильную работу международных транспортных коридоров.
Администрация порта
Во главе Махачкалинского морского торгового порта стоит генеральный директор Рустам Керимов, имеющий большой опыт работы в транспортной отрасли. В его подчинении находятся заместители по производству, экономике, безопасности и другим направлениям.
Общая численность персонала порта составляет около 1300 человек. Это рабочие портовых служб, водители погрузчиков, инженеры, бухгалтеры, юристы и другие специалисты.
Для привлечения квалифицированных кадров администрация порта предлагает конкурентный социальный пакет и достойную заработную плату.
Взаимодействие порта с регионом
Махачкалинский морской торговый порт играет значительную роль в экономике и социальной жизни Дагестана. На его долю приходится около 15% регионального грузооборота.
Порт реализует важные социальные проекты, например помощь детским домам, благоустройство набережной, спонсорство культурных мероприятий.
Ежегодно порт перечисляет в бюджеты Дагестана налогов на сумму более 120 миллионов рублей. Эти средства идут на развитие инфраструктуры, образование, медицину.
Техническое оснащение порта
Для выполнения грузовых операций в порту используется современная техника от ведущих мировых производителей:
- Портовые краны Liebherr, грузоподъемностью до 40 тонн
- Контейнерные перегружатели Kalmar, производительностью до 50 контейнеров в час
- Высокотехнологичные досмотровые комплексы Smiths Detection
Внедрение нового оборудования позволяет повысить пропускную способность порта и ускорить обработку судов.
Перспективы развития
Руководство порта ведет работу по дальнейшему расширению мощностей объекта. Планируется увеличение пропускной способности до 10 миллионов тонн в год. Рассматривается также участие в новых транспортных проектах с портами актау и другими партнерами.
В планах приватизации части активов для привлечения инвестиций в модернизацию. Это позволит Махачкалинскому порту выйти на качественно новый уровень развития.
Международное сотрудничество
Благодаря выгодному географическому положению, Махачкалинский порт активно развивает международное сотрудничество с портами других государств Каспийского региона.
Особенно тесные связи сложились с портом Актау в Казахстане. Налажено регулярное паромное сообщение, осуществляется совместная перевалка грузов, ведется обмен технологиями и опытом.
Перспективным направлением является наращивание сотрудничества с иранскими портами в рамках международного транспортного коридора Север-Юг. Это позволит значительно увеличить грузопотоки через российский порт.
Экологическая политика
Руководство Махачкалинского морского торгового порта уделяет пристальное внимание экологической безопасности портовой деятельности.
Применяются технологии очистки ливневых стоков, утилизации отходов, мониторинга воздуха и воды. Проводятся регулярные учения по ликвидации аварийных разливов нефти.
Благодаря этим мерам порту удается свести к минимуму негативное воздействие на окружающую среду в районе акватории.
Кадровая политика
Особое внимание в порту уделяется подбору и подготовке квалифицированных кадров.
Работники регулярно проходят курсы повышения квалификации, отправляются на стажировки в ведущие российские и зарубежные порты, участвуют в профильных выставках и конференциях.
Программы мотивации позволяют привлекать в порт молодых специалистов и закреплять наиболее ценных работников.
Охрана и безопасность
Махачкалинский морской торговый порт уделяет первостепенное внимание вопросам охраны и обеспечения безопасности.
Территория порта огорожена и круглосуточно охраняется. Установлены современные системы видеонаблюдения и контроля доступа. Регулярно проводятся учения служб безопасности.
Благодаря принимаемым мерам удается поддерживать высокий уровень защищенности объектов и грузов порта.