Буддизм зародился в Древней Индии более 2500 лет назад и сегодня является одной из основных мировых религий. В чем заключаются основные принципы буддийского вероучения и какие правила следования этой религии?
Истоки возникновения
Согласно преданию, буддизм был основан Сиддхартхой Гаутамой, который родился предположительно в 566 году до н.э. в северной Индии. Его отец был правителем племени шакьев. Условия жизни Сиддхартхи были весьма благоприятными, его окружали роскошь и комфорт.
Однако с ранних лет Сиддхартха проявлял интерес к духовным практикам и размышлениям. Он был в поиске ответов на глубинные вопросы о смысле бытия и страданиях этого мира. В 29 лет, потрясенный зрелищем болезни, старости и смерти, он покинул свой дворец и ушел в леса, чтобы посвятить себя аскетическим практикам.
Сиддхартха изучал учения различных духовных наставников, экспериментировал с медитацией и постом, но так и не пришел к просветлению. И только когда он отказался от крайностей аскезы, а сосредоточился на глубокой медитации, то обрел Просветление и стал Буддой.
Основные принципы учения Будды
После обретения Просветления Будда начал делиться своими открытиями с учениками, закладывая фундамент буддийской философии и практики. Вот основные принципы его учения:
- Жизнь несовершенна и полна страданий. Причина этого кроется в невежестве и привязанностях.
- Можно покончить со страданиями, достигнув нирваны – избавления от иллюзий и желаний.
- Для достижения нирваны нужно следовать Благородному Восьмеричному Пути – это моральные наставления и практики развития сознания.
- Карма определяет перерождения существ. Чем выше духовный уровень, тем лучше следующее рождение.
Четыре Благородные истины
В своей первой проповеди после Просветления Будда изложил учение о Четырех Благородных истинах – это ядро его философии:
- Истина о страдании. Жизнь несовершенна и полна боли.
- Истина о происхождении страдания. Причина – алчность, эгоизм, невежество.
- Истина о прекращении страдания. Можно покончить со страданиями через нирвану.
- Истина о пути к прекращению страдания. Это Благородный Восьмеричный Путь.
Заповеди для мирян и монахов
Для последователей буддизма Будда дал моральные наставления, заповеди, которые помогают избежать накопления негативной кармы и двигаться по пути духовного развития. Различают заповеди для мирян и монахов.
Для мирян существуют 5 основных правил:
- Не убивать живых существ
- Не воровать
- Избегать прелюбодеяния
- Не лгать
- Избегать алкоголя и других опьяняющих веществ
Закон кармы
Важнейший принцип в буддизме – закон кармы, согласно которому все наши мысли, слова и поступки не исчезают бесследно, а оставляют отпечаток в сознании. И в зависимости от того, насколько наши действия были благими или неблагими, в будущем мы получаем соответствующие плоды.
То есть карма – это как энергетические семена, которые прорастают в новых воплощениях. От одной жизни к другой переходит именно карма, а не душа в каком-то определенном облике. Поэтому нет какого-то вечного и неизменного «Я», а есть поток сознания, который формирует личность.
Закон кармы тесно связан с концепцией перерождений – сансары. Душа последовательно воплощается в новые тела в соответствии с накопленной кармой. Чем выше духовный уровень, тем лучше следующее рождение. А полное освобождение от кармы ведет к освобождению от круга перерождений.
Различные школы и направления
Со временем в буддизме сложилось множество разных школ и направлений, которые по-разному трактуют некоторые аспекты учения, а также практикуют разные методы самосовершенствования.
Основные направления буддизма, имеющие распространение в наши дни: тхеравада, махаяна, ваджраяна. Тхеравада ближе всего к изначальному учению Будды, махаяна и ваджраяна вобрали в себя элементы других философских систем.
Правила буддизма в разных традициях
Несмотря на различия, во всех школах буддизма существуют общие морально-этические "правила", основанные на учении Будды. Это прежде всего пять основных заповедей для мирян.
В то же время более поздние школы буддизма дополнили эти заповеди другими наставлениями и правилами. Например, в Махаяне появились постулаты о необходимости стремиться к Просветлению ради блага всех живых существ, а не только ради личного освобождения.
Правила монашеской жизни
Особенно много дополнительных предписаний существует для монахов в разных буддийских традициях. Помимо обетов ненасилия, целомудрия и других основополагающих "правил", есть множество правил, регламентирующих их повседневную жизнь.
Эти монашеские "правила" касаются режима и распорядка дня, одежды, питания, сна, способов передвижения, проведения различных церемоний и ритуалов. Соблюдение всех этих строгих предписаний позволяет монахам полностью посвятить себя духовным практикам.
Медитативные практики
Важнейшей составляющей буддизма являются разнообразные практики углубленной медитации. Именно медитация позволяет постичь истинную природу реальности и достичь освобождения от страданий.
Разные школы буддизма используют различные техники медитации: дыхательные практики, визуализация образов божеств, осознанность, контроль над телом и умом и многое другое. Но конечная цель у всех одна – достижение безмятежности и просветленного состояния сознания.
Правила буддизма и современный мир
Несмотря на древность возникновения, философия и практики буддизма не потеряли своей актуальности и сегодня. Ведь главный посыл этого учения - преодоление внутренних конфликтов и обретение гармонии - важен для людей во все времена.
Растущий интерес к буддизму на Западе свидетельствует о том, что его основные принципы и "правила" находят отклик в душах многих современных людей, ищущих духовно-нравственные ориентиры.
Путь бодхисаттвы
Одним из центральных понятий Махаяны является идеал бодхисаттвы – человека, который дал обет стремиться к Просветлению ради блага всех живых существ. Бодхисаттва готов отложить собственное освобождение, чтобы помогать другим освободиться от страданий.
Путь бодхисаттвы включает практику шести совершенств, ведущих к накоплению положительной кармы. Это щедрость, нравственность, терпение, усердие, медитация и мудрость. Постепенно культивируя эти качества, бодхисаттва приближается к Просветлению.
Тантрический буддизм
Особое направление буддизма – Ваджраяна или тантрический буддизм – исповедует идею того, что Просветление может быть достигнуто в течение одной жизни. Для этого практикуются специальные тантры – эзотерические духовные практики.
Тантрические ритуалы включают пение мантр, визуализацию божеств, использование мандал и прочих сакральных символов. Цель – достичь единства микрокосма и макрокосма, слить индивидуальное сознание с космическим.
Буддизм в Тибете
Одним из центров буддизма сегодня является Тибет, куда это учение проникло в VII веке. Здесь получили распространение как тантрическая Ваджраяна, так и философия Махаяны.
С появлением в Тибете буддизма стали складываться тибетские буддийские школы, крупнейшие из которых – Гелуг, Кагью, Ньингма, Сакья. У каждой школы – свои линии преемственности, культовые практики и монастыри.
Буддизм на Западе
Хотя буддизм зародился в Индии и получил основное распространение в странах Юго-Восточной Азии, в последние десятилетия он активно проникает и на Запад.
Многие западные люди находят для себя в буддизме те духовные истины и практические методы психологической работы с собой, которые помогают обрести внутреннюю гармонию и справиться с жизненными трудностями.
Адаптация к местным культурам
Распространяясь в разных странах и регионах, буддизм впитывал элементы местных верований и традиций. Это помогало ему органично встраиваться в новые культуры.
Например, в Тибете буддизм сосуществует с древними анимистическими верованиями в духов и демонов. А в Китае и Японии он взаимодействует с конфуцианством и синтоизмом, заимствуя некоторые черты этих учений.
Синкретические течения
Возникли даже синкретические течения, соединяющие буддизм с другими религиями – индуизмом, даосизмом. Например, буддизм дзэн, распространенный в Японии – это сплав дзен-буддизма и синтоистских верований.
А во Вьетнаме популярен буддизм хоа хао – религиозное течение, интегрирующее в себе элементы буддизма Махаяны, даосизма, католицизма и культов вьетнамских народных верований.
Известные буддисты
За всю историю буддизма было немало ярких последователей этого учения, которые внесли большой вклад в его развитие и распространение по миру.
Среди наиболее известных можно назвать основателя буддизма в Тибете Падмасамбхаву, далай-лам, основавшего школу гелуг Цонкапу, китайского путешественника Фа Сяня, японского проповедника дзэн-буддизма Догэна и многих других.
Влияние на мировую культуру
Философские идеи буддизма оказали глубокое воздействие на развитие мировой культуры. Представление об иллюзорности этого мира, концепция недуальности, учение о взаимозависимом возникновении явлений – все это нашло отклик у мыслителей и ученых.
Буддийские мотивы часто встречаются в литературе и искусстве многих стран мира. А практики йоги и медитации, разработанные в русле буддизма, сегодня переживают новую волну популярности на Западе и помогают многим обрести гармонию.
Буддизм и психология
Учение Будды об иллюзорности эго, о работе сознания, о преодолении страданий через правильное восприятие реальности перекликается с открытиями глубинной психологии.
Идеи буддизма оказали влияние на Зигмунда Фрейда, Карла Юнга, Эриха Фромма и других выдающихся психологов. А некоторые психотерапевтические методы основаны на буддистских практиках медитации и интроспекции.
Духовные практики
Многие современные духовные учителя и гуру черпают вдохновение в философии и методах буддизма. Это касается как авторов книг по саморазвитию, так и создателей различных тренингов.
Популярные на Западе практики осознанности, йоги, тантры – все они так или иначе связаны с буддийскими психотехниками, адаптированными к современному человеку.
Буддийские мотивы в искусстве
Яркие образы будд и бодхисаттв, символика мандал и юнджей, идея бренности мира и иллюзорности форм – все это вдохновляло многих художников, скульпторов, поэтов.
Буддийские мотивы часто встречаются в литературе (Гессе, Сэлинджер), живописи (Николай Рерих), кинематографе (Бертолуччи). Эти универсальные символы и образы близки и понятны людям разных культур.
Буддизм в России
В России буддизм начал распространяться в XVIII веке – среди народов Сибири и калмыков. А в советские времена были предприняты гонения на эту религию.
В постсоветский период интерес к буддизму в России значительно вырос. Появились различные буддийские центры и общины. Многие россияне находят для себя в этом учении источник духовно-нравственных исканий и жизненной гармонии.
Буддизм и христианство
Несмотря на различия, между буддизмом и христианством есть и немало точек соприкосновения. Это касается ряда этических принципов, а также путей духовного совершенствования.
Такие аспекты, как любовь к ближнему, сострадание, всепрощение, нестяжательство, значимы как для буддистов, так и для христиан. А практики молитвы и медитации в обеих традициях направлены на гармонизацию внутреннего мира верующего.
Экуменический диалог
В последние десятилетия все чаще говорят об экуменизме – диалоге и сближении различных религиозных конфессий. Этот процесс затрагивает и буддизм с христианством.
Лидеры этих религий все чаще встречаются для обсуждения общих ценностей и возможностей совместных действий ради утверждения гуманистических идеалов. Так, 14-й Далай лама не раз вел диалог с католическими иерархами.
Буддийские мотивы в христианском искусстве
Хотя исторически христианство относилось к язычеству и неабрахамистским культам настороженно, сегодня ситуация меняется. Все чаще буддийские мотивы проникают в произведения христианских художников, поэтов, музыкантов.
Это говорит о поиске ими новых способов выражения духовного опыта, интересе к философии и эстетике Востока. Так, композитор Арво Пярт создал произведение «Будда-пассио», где органично соединил христианские и буддистские мотивы.
Буддийские общины на Западе
В западных странах буддизм переживает подъем популярности. Там существует множество буддийских центров и общин, привлекающих как этнических выходцев из Азии, так и коренных европейцев.
Помимо собственно религиозных функций, эти общины занимаются просветительской деятельностью, распространяют идеи ненасилия, экологического сознания, здорового образа жизни, способствуя гуманизации общества.