Гальюн - это неотъемлемая часть жизни на парусном корабле. Это название получило отхожее место, располагавшееся на открытой палубе в носовой части судна. Как правило, гальюны были примитивными - всего лишь сиденья с отверстием. Но даже такая простая вещь таила в себе смертельную опасность для матросов и являлась предметом роскоши для офицеров.
Устройство гальюнов на парусниках
Гальюн - это отхожее место для экипажа, расположенное в носовой части парусного судна. Традиционно на деревянных кораблях гальюны устраивали на небольшом открытом участке верхней палубы, откуда начинался бушприт - передняя наклоненная балка для крепления парусов. По обе стороны этого выступа вдоль бортов и располагались сами гальюны.
Конструктивно гальюн представлял собой примитивное деревянное сидение с отверстием посередине. Сзади оно закрывалось тонкой переборкой, а с боков и спереди отделялось от палубы лишь низкими поручнями. Иногда даже поручней не было, и человек в любой момент рисковал свалиться за борт.
Опасности матросских гальюнов
Гальюн - это небезопасное отхожее место для матросов, подверженное воздействию морской стихии.
Расположение туалетов для рядовых членов экипажа на открытой палубе в носовой части корабля делало их крайне уязвимыми:
- Нередко нахлынувшей волной смывало зазевавшихся моряков за борт. А оказаться посреди открытого моря — это верная смерть.
- Даже если человека сразу замечали в воде и били тревогу, находящийся под парусами корабль часто успевал уйти так далеко, что не было возможности подобрать утопающего.
- Сам человек не мог догнать уходящее судно, поскольку его скорость значительно превосходила скорость пловца.
Матросы не любили посещать опасные гальюны и старались вместо этого «ходить» в другие, более защищенные места на корабле. Например, куда-нибудь за пушки или в темные углы трюмов.
Гальюны для офицеров
Закрытый гальюн - это привилегия старших чинов, имевших собственные индивидуальные туалеты в комфортабельных условиях.
В отличие от примитивных и опасных матросских отхожих мест, гальюны для офицеров располагались в закрытых помещениях и были гораздо более удобными и безопасными:
- На мелких кораблях туалеты для старших чинов устраивали в штульцах - закрытых нишах по бокам кормы.
- На более крупных судах офицерские гальюны представляли собой двухъярусные помещения. Внизу находилось отхожее место и раковина, а сверху - настоящая ванна.
Таким образом, наличие собственного комфортабельного туалета было одной из главных привилегий офицерского состава на парусных кораблях.
Для кого | Где располагался | Уровень безопасности |
Матросы | На открытой палубе возле носа | Низкий |
Офицеры | В закрытых помещениях у кормы | Высокий |
Наглядно видно, что гальюны для рядового и командного состава существенно различались как по месту расположения, так и по степени безопасности.
Гигиена на гальюнах
Несмотря на то, что гальюны были неотъемлемой частью жизни экипажа парусного судна, поддержание чистоты в этих помещениях часто оставляло желать лучшего.
Отходы с матросских гальюнов как правило сбрасывали за борт или собирали в специальный бак, который периодически опорожняли в море. Однако содержать такие "сортиры под открытым небом" в чистоте было крайне сложно.
Ветер и качка разносили неприятные запахи по всему кораблю, а в шторм морские волны целиком заливали гальюны водой. После себя матросы редко удосуживались промыть за собой сиденье и пол.
Туалетный юмор моряков
Несмотря на все тяготы и лишения, связанные с использованием корабельных гальюнов, у моряков всегда хватало юмора по поводу этих «душных мест».
В частности, бытовало множество присказок и прибауток о необходимости "сходить по-маленькому". Вот лишь некоторые примеры такого туалетного фольклора:
- «Пойду корму облегчу!»
- «Схожу, гальюн почищу!»
- «Возьму ведерко, примусь за дело!»
Таким незатейливым юмором матросы скрашивали свою нелегкую службу на кораблях парусного флота.