Хотите реализовать себя, принести пользу людям и обществу? Стать интересным собеседником, лидером, достичь успеха в жизни? Все это возможно при активной жизненной позиции.
Определение социальной активности
Социальная активность - это один из системообразующих факторов личности, характеризующий человека с позиций ценности его для общества и других людей. Через нее проявляется жизненная позиция человека, его стремление внести свой вклад в развитие общества, реализовать себя в деятельности.
Социальная активность выступает в качестве одного из системообразующих факторов личности и характеризует человека с позиций ценности его для общества, других людей.
Социальная активность тесно связана с социальной реактивностью - ориентацией на ситуацию и мотивацию. И та, и другая могут проявляться на разных уровнях.
- Нормативный - усвоение норм поведения
- Нормативно-личностный - внесение личностного смысла
- Личностно-продуктивный - получение значимых результатов
- Продуктивно-творческий - создание чего-то принципиально нового
Например, школьник на нормативном уровне осваивает нормы поведения, на личностно-продуктивном уровне в дипломе решает значимую проблему, а ученый на продуктивно-творческом уровне делает открытие.
Единицы анализа социальной активности
Для анализа социальной активности используют две основные характеристики:
- Инициативность
- Исполнительность
Инициативность - это самостоятельное участие в решении задач и внесение нового, выход за рамки требуемого. Она оценивается по следующим параметрам:
- Мотивация проявления инициативы
- Качество и ценность инициативы
- Ее направленность и вид
- Определенность формулировок
- Меры ответственности
- Устойчивость и частота инициатив
- Уровень личностной включенности
Исполнительность - это качественное выполнение поставленных задач. Она анализируется по таким критериям:
- Принятие цели и ответственности
- Последовательность исполнения
- Выбор адекватных способов
- Устойчивость и интенсивность
- Результативность
- Уровень исполнительности
Так, инициативный, но безответственный работник имеет высокую инициативность, но низкую исполнительность. И наоборот, исполнительный, но пассивный все делает хорошо, но сам ничего не предлагает.
Типы социальной активности людей
По соотношению инициативности и исполнительности выделяют несколько типов социальной активности:
- Высокий уровень и инициативности, и исполнительности
- Преобладание инициативности
- Преобладание исполнительности
- Социальная импульсивность
- Социальная пассивность
Люди первого типа активно участвуют в решении задач, проявляя как собственные инициативы, так и ответственно выполняя поручения. Второй тип отличается выдвижением идей, но слабой исполнительностью. Третий, наоборот, стремится качественно исполнять, но редко предлагает что-то свое. Четвертый тип демонстрирует активность формально, часто в ущерб делу. Пятый предпочитает занимать пассивную позицию.
Значение социальной активности
Социальная активность играет важную роль в становлении личности человека, поскольку именно через нее реализуется его потенциал. Активный человек интересен окружающим, способен увлечь идеями, стать лидером. Он оказывает большее влияние на других людей и общество в целом.
Факторы, влияющие на социальную активность
На социальную активность человека влияет множество факторов:
- Ценностные ориентации
- Жизненные цели
- Интересы и мотивация
- Опыт прошлой деятельности
- Оценки окружающих
- Самооценка и уровень притязаний
- Эмоциональное состояние
- Волевые качества
- Социальное окружение
- Материальные условия
Понимание этих факторов помогает целенаправленно воздействовать на социальную активность в нужном направлении.
Пути развития социальной активности
Для развития социальной активности важно понимание механизмов ее формирования и целенаправленное управление этим процессом. Основными инструментами здесь выступают:
- Рефлексивное управление
- Использование проблемных ситуаций
- Методы стимулирования разных видов инициатив
Рефлексивное управление социальной активностью
Рефлексивное управление подразумевает способность ставить себя на место другого, анализировать процессы с его точки зрения. Это позволяет точнее определить мотивацию и скорректировать ситуацию для проявления нужного уровня активности.
Использование проблемных ситуаций
Проблемные ситуации, требующие нестандартного подхода, стимулируют инициативность и вовлекают личность в поиск решений. Главное - правильно смоделировать ситуацию и направить активность в социально значимое русло.
Методы стимулирования инициативности
Существует множество методов, позволяющих развивать разные виды инициативности, в том числе социально значимые. К таким методам относятся:
- Стимулирование познавательных вопросов
- Поощрение самостоятельных инициатив
- Создание ситуаций проявления инициатив
- Стимулирование коллективных инициатив
Социальная активность в образовании
Формирование социальной активности имеет большое значение в образовании, поскольку школьный возраст является сензитивным периодом для развития этого личностного качества. Рекомендации педагогам.
Для эффективного формирования социальной активности учащихся педагогам рекомендуется:
- Создавать ситуации, требующие инициативного поведения
- Поощрять разные проявления активности
- Обеспечивать условия для применения знаний на практике
- Развивать осознанность и ответственность учащихся
Методы развития социальной активности в образовании
Для стимулирования социальной активности обучающихся можно использовать такие методы, как:
- Дискуссии по актуальным вопросам
- Групповая и проектная работа
- Ролевые и деловые игры
- Кейс-метод
- Метод проектов
Этапы формирования социальной активности
Процесс формирования социальной активности включает следующие этапы:
- Формирование нормативной активности
- Переход к нормативно-личностному уровню
- Развитие личностно-продуктивной активности
- Элементы продуктивно-творческой активности
Возрастные особенности развития социальной активности
На каждом возрастном этапе выделяются свои приоритеты в развитии социальной активности:
- В младшем школьном возрасте - нормативный уровень
- В подростковом и юношеском возрасте - нормативно-личностный уровень
- У взрослых - личностно-продуктивный уровень
Критерии сформированности социальной активности учащихся
Основными критериями, позволяющими оценить уровень сформированности социальной активности учащихся, являются:
- Инициативность в учебной и внеучебной работе
- Социальная ответственность
- Стремление к самореализации
- Коммуникативная компетентность