Социальная активность - это путь к самореализации и развитию

Хотите реализовать себя, принести пользу людям и обществу? Стать интересным собеседником, лидером, достичь успеха в жизни? Все это возможно при активной жизненной позиции.

Определение социальной активности

Социальная активность - это один из системообразующих факторов личности, характеризующий человека с позиций ценности его для общества и других людей. Через нее проявляется жизненная позиция человека, его стремление внести свой вклад в развитие общества, реализовать себя в деятельности.

Социальная активность выступает в качестве одного из системообразующих факторов личности и характеризует человека с позиций ценности его для общества, других людей.

Социальная активность тесно связана с социальной реактивностью - ориентацией на ситуацию и мотивацию. И та, и другая могут проявляться на разных уровнях.

  • Нормативный - усвоение норм поведения
  • Нормативно-личностный - внесение личностного смысла
  • Личностно-продуктивный - получение значимых результатов
  • Продуктивно-творческий - создание чего-то принципиально нового

Например, школьник на нормативном уровне осваивает нормы поведения, на личностно-продуктивном уровне в дипломе решает значимую проблему, а ученый на продуктивно-творческом уровне делает открытие.

Единицы анализа социальной активности

Для анализа социальной активности используют две основные характеристики:

  1. Инициативность
  2. Исполнительность

Инициативность - это самостоятельное участие в решении задач и внесение нового, выход за рамки требуемого. Она оценивается по следующим параметрам:

  • Мотивация проявления инициативы
  • Качество и ценность инициативы
  • Ее направленность и вид
  • Определенность формулировок
  • Меры ответственности
  • Устойчивость и частота инициатив
  • Уровень личностной включенности

Исполнительность - это качественное выполнение поставленных задач. Она анализируется по таким критериям:

  • Принятие цели и ответственности
  • Последовательность исполнения
  • Выбор адекватных способов
  • Устойчивость и интенсивность
  • Результативность
  • Уровень исполнительности

Так, инициативный, но безответственный работник имеет высокую инициативность, но низкую исполнительность. И наоборот, исполнительный, но пассивный все делает хорошо, но сам ничего не предлагает.

Студенты активно работают над проектом

Типы социальной активности людей

По соотношению инициативности и исполнительности выделяют несколько типов социальной активности:

  1. Высокий уровень и инициативности, и исполнительности
  2. Преобладание инициативности
  3. Преобладание исполнительности
  4. Социальная импульсивность
  5. Социальная пассивность

Люди первого типа активно участвуют в решении задач, проявляя как собственные инициативы, так и ответственно выполняя поручения. Второй тип отличается выдвижением идей, но слабой исполнительностью. Третий, наоборот, стремится качественно исполнять, но редко предлагает что-то свое. Четвертый тип демонстрирует активность формально, часто в ущерб делу. Пятый предпочитает занимать пассивную позицию.

Значение социальной активности

Социальная активность играет важную роль в становлении личности человека, поскольку именно через нее реализуется его потенциал. Активный человек интересен окружающим, способен увлечь идеями, стать лидером. Он оказывает большее влияние на других людей и общество в целом.

Факторы, влияющие на социальную активность

На социальную активность человека влияет множество факторов:

  • Ценностные ориентации
  • Жизненные цели
  • Интересы и мотивация
  • Опыт прошлой деятельности
  • Оценки окружающих
  • Самооценка и уровень притязаний
  • Эмоциональное состояние
  • Волевые качества
  • Социальное окружение
  • Материальные условия

Понимание этих факторов помогает целенаправленно воздействовать на социальную активность в нужном направлении.

Пути развития социальной активности

Для развития социальной активности важно понимание механизмов ее формирования и целенаправленное управление этим процессом. Основными инструментами здесь выступают:

  • Рефлексивное управление
  • Использование проблемных ситуаций
  • Методы стимулирования разных видов инициатив

Рефлексивное управление социальной активностью

Рефлексивное управление подразумевает способность ставить себя на место другого, анализировать процессы с его точки зрения. Это позволяет точнее определить мотивацию и скорректировать ситуацию для проявления нужного уровня активности.

Использование проблемных ситуаций

Проблемные ситуации, требующие нестандартного подхода, стимулируют инициативность и вовлекают личность в поиск решений. Главное - правильно смоделировать ситуацию и направить активность в социально значимое русло.

Девочка увлеченно занимается творчеством

Методы стимулирования инициативности

Существует множество методов, позволяющих развивать разные виды инициативности, в том числе социально значимые. К таким методам относятся:

  • Стимулирование познавательных вопросов
  • Поощрение самостоятельных инициатив
  • Создание ситуаций проявления инициатив
  • Стимулирование коллективных инициатив

Социальная активность в образовании

Формирование социальной активности имеет большое значение в образовании, поскольку школьный возраст является сензитивным периодом для развития этого личностного качества. Рекомендации педагогам.

Для эффективного формирования социальной активности учащихся педагогам рекомендуется:

  • Создавать ситуации, требующие инициативного поведения
  • Поощрять разные проявления активности
  • Обеспечивать условия для применения знаний на практике
  • Развивать осознанность и ответственность учащихся

Методы развития социальной активности в образовании

Для стимулирования социальной активности обучающихся можно использовать такие методы, как:

  • Дискуссии по актуальным вопросам
  • Групповая и проектная работа
  • Ролевые и деловые игры
  • Кейс-метод
  • Метод проектов

Этапы формирования социальной активности

Процесс формирования социальной активности включает следующие этапы:

  1. Формирование нормативной активности
  2. Переход к нормативно-личностному уровню
  3. Развитие личностно-продуктивной активности
  4. Элементы продуктивно-творческой активности

Возрастные особенности развития социальной активности

На каждом возрастном этапе выделяются свои приоритеты в развитии социальной активности:

  • В младшем школьном возрасте - нормативный уровень
  • В подростковом и юношеском возрасте - нормативно-личностный уровень
  • У взрослых - личностно-продуктивный уровень

Критерии сформированности социальной активности учащихся

Основными критериями, позволяющими оценить уровень сформированности социальной активности учащихся, являются:

  • Инициативность в учебной и внеучебной работе
  • Социальная ответственность
  • Стремление к самореализации
  • Коммуникативная компетентность
Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.