В статье рассматривается проблема концептуального разнообразия справедливости. Предлагается несколько делений концепций справедливости исходя из разных оснований.
Справедливость как сложный концепт
Справедливость - сложный и неоднозначный концепт. Она может пониматься как равенство, свобода, божественный порядок и т.д. Это указывает на ее ценностный характер. Концепции справедливости отличаются по своим определениям и трактовкам.
Справедливость означает должную, приемлемую для индивидуального или коллективного субъекта меру (соразмерность) порядка распределения социальных благ и тягот .
Справедливость имеет функцию регулирования человеческой деятельности. Однако ее реализация нестабильна и требует постоянных интеллектуальных усилий по поддержанию.
Основания для типологизации концепций
Существует множество теорий справедливости, отличающихся по подходам. Возможны разные основания для их систематизации:
- По концепции личности и общества (кооперативно-холистские и конфликтно-индивидуалистические);
- По идеологической основе (либеральные, коммунитарные и т.д.);
- По принципу справедливости (равенство или иерархия);
- По предмету анализа (общая или частная справедливость);
- По отношению к существующему порядку (революционные и консервативные);
- По соотношению описания сущего и предписания должного и т.д.
Основные виды концепций
Рассмотрим некоторые наиболее влиятельные подходы к пониманию справедливости.
Кооперативно-холистские концепции
Эти концепции разделяли Платон, Аристотель, Гегель, Маркс. Они основаны на идее общего блага и единства личности и общества. Государство рассматривается как воплощение разума. Интересы общества ставятся выше интересов индивидов.
Конфликтно-индивидуалистические концепции
Сюда относятся взгляды Гоббса, Локка, Канта и др. Общество мыслится как средство для реализации индивидуальных целей и ограничения конфликтов. Эти представления легли в основу теорий общественного договора.
Кооперативно-холистские | Конфликтно-индивидуалистические |
|
|
Либеральные концепции
Либеральные концепции справедливости базируются на разных этических основаниях:
- Моральный скептицизм Гоббса;
- Утилитаризм Юма;
- Теория естественных прав Локка;
- Деонтология Канта.
Эти подходы послужили фундаментом современного либерализма. Они по-разному трактуют природу человека, его права и обязанности.
Например, утилитаризм нацелен на достижение наибольшего счастья для наибольшего числа людей. Либертаризм отстаивает неотчуждаемое право человека на собственность и свободу.
Существуют и другие значимые концепции справедливости - марксистские, коммунитарные, феминистские. Каждая из них по-своему подходит к решению проблемы справедливого устройства общества.
Коммунитарные концепции справедливости
Коммунитаристы, такие как М. Сэндел, критикуют либеральные теории справедливости Дж. Ролза за чрезмерный индивидуализм. Они полагают, что Ролз недооценивает роль общества в формировании личности.
По мнению коммунитаристов, принципы справедливости должны опираться на ценности конкретных сообществ, а не абстрактных индивидов. Справедливо то, что отвечает традициям данной культуры.
Марксистские концепции справедливости
С марксистской точки зрения, справедливость определяется устранением эксплуатации в обществе. Эксплуатация порождается частной собственностью на средства производства.
Марксизм связывает переход к справедливому обществу с социальной революцией и построением коммунизма, при котором будет достигнуто подлинное равенство.
Однако исторический опыт социалистических стран показал ограниченность этой концепции. Реальный социализм так и не смог в полной мере воплотить идеалы справедливости.
Феминистские концепции справедливости
Феминизм рассматривает справедливость сквозь призму гендерного неравенства. С его точки зрения, общество устроено несправедливо, так как исторически предоставляло привилегии мужчинам и угнетало женщин.
- Феминистки требуют ликвидации патриархата, расширения прав и возможностей женщин.
- Они выступают за гендерное равноправие во всех сферах жизни.
Феминизм внес весомый вклад в философское осмысление феномена справедливости, дополнив его гендерной проблематикой.
Постмодернистская критика концепций справедливости
Постмодернизм подвергает сомнению саму возможность выработки универсальной концепции справедливости.
С его точки зрения, представления о справедливости глубоко субъективны, обусловлены конкретным социокультурным контекстом и властными отношениями в обществе.
Релятивизм в понимании справедливости
Идея относительности представлений о справедливости берет начало еще в античной философии. Софисты утверждали, что справедливость у каждого народа своя. Платон критиковал эту позицию.
В Новое время релятивистские взгляды развивал Монтень. Он писал о различиях обычаев разных народов, что затрудняет выработку всеобщего понимания справедливости.
Концепции справедливости в русской философии
Отечественная мысль также внесла вклад в осмысление феномена справедливости. Так, славянофилы разрабатывали идею соборности, подразумевающей органическое единство общества.
Русские философы рассуждали о Божественной справедливости как о высшей духовной ценности. Они критиковали западный рационализм и правовой формализм.
Справедливость в восточных философских учениях
В восточных философских и религиозных системах справедливость также занимает важное место, но трактуется несколько иначе, чем на Западе.
- В конфуцианстве ключевая роль отводится соблюдению социальной иерархии и традиций.
- В индуизме и буддизме упор делается на космический порядок Дхармы и кармическое воздаяние.
Проблемы реализации концепций справедливости
Несмотря на множество теорий, воплощение идеалов справедливости на практике часто наталкивается на препятствия политического и социально-экономического характера.
С одной стороны, концепции могут быть слишком абстрактными или сложными для широкого понимания и поддержки. С другой стороны, против их реализации могут выступать элиты, пытающиеся сохранить status quo.
Причины неравенства в понимании и реализации справедливости
Как было показано, концепции справедливости носят часто культурно и классово обусловленный характер. Философы выдвигали теории, отражающие интересы определенных социальных групп.
Различия в иерархии ценностей, жизненном укладе, степени религиозности разных обществ влияют на представления о справедливом устройстве.
Фактор элит и политических режимов
Элиты часто сопротивляются попыткам реформ, направленным на расширение социальной справедливости, которые угрожают их привилегиям.
В авторитарных режимах принципы социальной справедливости имеют второстепенное значение. Выше ставятся государственные, классовые или национальные интересы.
Специфика переходных и развивающихся обществ
Страны, переживающие экономические и политические реформы, сталкиваются со своими проблемами в сфере справедливости. Например, обострение имущественного расслоения, коррупция, слабость институтов защиты прав граждан.
Трудности согласования разных концепций
Разные теории справедливости по-разному определяют, какие формы распределения социальных благ являются эталонными. Это также осложняет их практическую реализацию.
Например, коммунистические принципы распределения по потребностям противоречат либеральному рыночному подходу.
Пути преодоления противоречий в концепциях справедливости
Несмотря на трудности, возможен поиск оптимального сочетания подходов для выработки жизнеспособной модели социальной справедливости. Рассмотрим некоторые идеи в этом направлении.
Конвергенция либеральных и социалистических принципов
Перспективной представляется концепция справедливости, интегрирующая достоинства либеральной и социалистической парадигм. Она должна сочетать гражданские свободы с социальной защитой населения.
Учет национально-культурной специфики
Важно адаптировать общие принципы справедливости к традициям и менталитету конкретных народов. К примеру, в России бóльшую роль играют не формальные законы, а неписаные нормы морали.
Справедливость как процесс, а не результат
Справедливое общество - это вечная цель, а не достигнутое состояние. Потребности людей меняются, появляются новые вызовы. Поэтому вопросы справедливости должны постоянно пересматриваться.
Разумный компромисс интересов
Как писал Аристотель, справедливость есть некая середина. Крайние позиции редко приводят к сбалансированным решениям. Необходим поиск компромиссов между противоборствующими социальными силами и мировоззрениями.
Роль гражданского общества в продвижении справедливости
Важным фактором воплощения принципов справедливости является активная позиция самих граждан. Именно общественные движения часто инициируют позитивные изменения в этой сфере.
Борьба за права уязвимых групп
Примером может служить деятельность организаций, отстаивающих интересы социально незащищенных слоев - малоимущих, инвалидов, этнических меньшинств и т.д. Эти группы нередко сталкиваются с проявлениями несправедливости.
Антикоррупционные инициативы
Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна. Коррупция проявляется в совершении:
-преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.)
Важна работа по противодействию коррупции, которая подрывает доверие граждан к справедливости политической системы. Здесь велика роль журналистских расследований и общественного контроля.
Правовые механизмы
Судебная защита нарушенных прав, использование международных правозащитных процедур - еще один инструмент достижения бóльшей справедливости, опирающийся на инициативу граждан.