Медиатор социальных конфликтов – это специалист, который с помощью процедуры медиации помогает конфликтующим сторонам найти взаимоприемлемое решение их противоречий. Такие конфликты могут возникать в обществе на почве имущественных, культурных, национальных, религиозных и других разногласий.
Рост востребованности профессии
По мере обострения проблем, связанных с ограниченностью ресурсов и социальным расслоением, конфликты в обществе будут становиться все более острыми. Это приведет к росту спроса на специалистов, которые могут помочь разрешить такие конфликты мирным путем.
Медиатор социальных конфликтов – одна из профессий будущего.
Задачи медиатора
Медиатор является независимым посредником между конфликтующими сторонами. Его основные задачи:
- организовать переговорный процесс;
- наладить коммуникацию между сторонами;
- помочь прояснить позиции и интересы сторон;
- содействовать выработке взаимоприемлемого решения.
При этом медиатор не имеет права консультировать или оказывать юридическую помощь одной из сторон конфликта, а также разглашать информацию о конфликте без согласия сторон.
Правовые основы медиации в России
В Российской Федерации медиацию регулирует Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника". Согласно этому закону, медиатором может быть человек старше 25 лет.
Примеры применения медиации в России
Российские медиаторы помогают решать различные конфликтные ситуации, вот несколько примеров:
-
Женщина ошибочно перевела деньги незнакомому человеку вместо продавцу щенка. С помощью медиатора ей удалось договориться с судебными приставами и вернуть деньги с арестованного счета.
-
В одной из школ возник конфликт между учителями и учениками 6 класса, который перерос в противостояние с другими школьниками и администрацией. Медиаторы организовали переговоры между всеми сторонами конфликта и помогли наладить отношения.
-
Женщина купила вечернее платье, но через пару дней решила его вернуть. Продавец отказался возвращать деньги, посчитав, что платье уже надевали. С помощью медиации стороны пришли к компромиссу – продавец вернул часть стоимости платья после химчистки.
Как видно из примеров, медиатор помогает конфликтующим сторонам найти решение в самых разных ситуациях – от бытовых до корпоративных конфликтов.
Навыки эффективного медиатора
Для успешной медиации специалист должен обладать определенными личностными и профессиональными качествами:
- умение слушать и задавать уточняющие вопросы;
- эмпатия;
- стрессоустойчивость;
- аналитические способности;
- ораторские навыки;
- знание основ права, психологии, конфликтологии.
Развитие медиации как инструмента разрешения социальных конфликтов
Чтобы эффективно разрешать противоречия в обществе, медиатор социальных конфликтов должен бороться с дискриминацией и неравенством, продвигать идеи инклюзивности. Также важно помогать людям осознавать наличие напряженности в социуме, не замалчивая острые вопросы, но и не переходя к нападкам на отдельные социальные группы.
История развития медиации
Практика привлечения независимого посредника для разрешения конфликтов известна с античных времен. Еще в Древней Греции при возникновении споров между полисами стороны обращались за помощью к нейтральным городам. А в самих полисах было принято решать внутренние разногласия при участии человека, не заинтересованного в исходе конфликта.
В XIX-XX веках на основе накопленного опыта возникла конфликтология - наука, изучающая причины, типологию конфликтов и методы их разрешения. Медиация является одним из основных инструментов в арсенале конфликтолога.
Обучение профессии медиатора
Основы профессии медиатора социальных конфликтов можно получить в вузах по специальностям "Конфликтология", "Психология" и другим смежным направлениям. Такие программы есть в СФУ, РГСУ и других университетах.
В программах изучаются способы выявления манипуляций, организации переговоров, разрешения семейных, межкультурных, этнических и других конфликтов. Также рассматриваются креативные подходы к поиску решений.
Сертификация медиаторов
В России существует добровольная сертификация для медиаторов. Сертификат выдается по итогам квалификационного экзамена. Это позволяет медиатору подтвердить свою квалификацию и продемонстрировать соответствие профессиональным стандартам.
Обычно в состав экзамена входит тестирование на знание основ законодательства о медиации, психологии конфликта, принципов и этапов медиативной процедуры. А также решение практических кейсов по проведению медиации.
Круглый стол по вопросам медиации
Для обмена опытом и выработки предложений по развитию медиации регулярно проводятся конференции и круглые столы с участием экспертов-практиков.
На таких встречах, в частности, обсуждаются:
- расширение сфер применения медиативных процедур;
- повышение информированности общества о преимуществах медиации;
- вопросы подготовки и сертификации медиаторов;
- интеграция лучших мировых практик медиации и др.
Участие в профессиональном сообществе помогает медиаторам развивать свои навыки и идти в ногу со временем.
Перспективы развития профессии
Учитывая растущую конфликтность в обществе, роль медиаторов социальных конфликтов будет только возрастать. Ожидается повышение спроса на профессиональных медиаторов в компаниях, госучреждениях, некоммерческих организациях.
Кроме того, перспективным направлением является подготовка специалистов для работы в международных организациях по урегулированию политических, этнических и религиозных конфликтов.
Развитие навыков эмоционального интеллекта
Для эффективной медиации важны не только профессиональные знания и опыт, но и развитые навыки эмоционального интеллекта.
Это умение понимать собственные эмоции и эмоции других людей, а также управлять ими. Такие качества позволяют медиатору лучше анализировать конфликтные ситуации и находить пути к взаимопониманию.
Преодоление психологических барьеров
Зачастую конфликтующие стороны изначально настроены скептически и не хотят идти на компромиссы. Задача медиатора - грамотно мотивировать участников, побудить их к конструктивному диалогу.
Для этого он использует различные психологические приемы: активное слушание, перефразирование, постановка открытых вопросов и др. Постепенно это позволяет снять внутренние барьеры у конфликтующих сторон.
Выбор стратегии медиации
Существуют разные подходы к проведению медиации в зависимости от типа конфликта, особенностей участников и их позиций.
Медиатор должен уметь выбрать оптимальную стратегию: будет ли это челночная медиация с индивидуальными встречами или совместные переговоры; структурированный или мягкий подход и т.д.
Поддержание результата
После выработки соглашения важно обеспечить его исполнение всеми сторонами. На этом этапе медиатор может предложить сторонам различные дополнительные механизмы.
Это может быть постмедиативный мониторинг, создание контрольных или примирительных органов, включение в соглашение мер поощрения и ответственности и др.
Повышение квалификации медиатора
Для поддержания профессионального уровня медиатор регулярно проходит обучение на специализированных тренингах, воркшопах, мастер-классах.
Это помогает ему овладевать передовыми методиками и технологиями медиации, обмениваться опытом с коллегами.