Машина-"инвалидка" С-3Д - легендарный символ советской эпохи. Этот автомобиль стал прорывом для Серпуховского завода и помог сотням тысяч людей обрести мобильность. Давайте подробно разберем историю создания, технические характеристики и устройство этой культовой модели.
Предпосылки создания С-3Д
До появления модели С-3Д на Серпуховском мотоциклетном заводе (СМЗ) уже выпускались инвалидные машины. В 1952-1958 годах это была трехколесная мотоколяска С-1Л, позже переименованная в С3Л. Затем на смену пришла четырехколесная открытая модель С3А с прозвищем "моргуновка".
Однако у С3А был ряд недостатков, связанных главным образом с отсутствием закрытого кузова:
- незащищенность от непогоды;
- отсутствие отопителя;
- низкий комфорт для инвалидов.
Поэтому с начала 1960-х годов завод начал работу по созданию новой модели инвалидной машины. Были разработаны прототипы С4А, НАМИ-031, НАМИ-048 и другие. В работах участвовали специалисты НАМИ, ЗИЛ и МЗМА. Однако внедрить эти модели в серийное производство не удавалось из-за технологической отсталости СМЗ.
Только к 1967 году появилась возможность модернизации производственных мощностей завода для выпуска принципиально новой машины инвалидки. При ее создании были использованы наработки по не реализованному проекту сельскохозяйственного внедорожника.
Конструкция и компоновка С-3Д
Инвалидка машина С-3Д получила цельнометаллический несущий кузов, что стало настоящим прорывом для СМЗ. Вместо сложного каркаса с обшивкой, как у предыдущих моделей, теперь применялся сварной кузов из штампованных панелей, изготавливаемых на поточной линии.
Однако новый кузов имел и недостатки:
- Компактные габариты, но большой вес - около 500 кг.
- Неудобная посадка водителя и пассажира из-за малой высоты.
- Склонность тонких панелей к вмятинам.
В качестве силового агрегата на машине инвалидке использовался одноцилиндровый двухтактный двигатель воздушного охлаждения "Иж-Планета" мощностью 12 или 14 л.с. Он имел ряд особенностей:
- Дефорсирование для работы с перегрузкой.
- Принудительная система охлаждения с вентилятором.
- Неудобства, связанные с заправкой топливной смесью.
Трансмиссия мотоколяски была унифицирована с мотоциклетной. Она включала:
- 4-ступенчатую "секвентальную" КПП в едином картере с двигателем;
- Коническую главную передачу и дифференциал;
- Реверс-редуктор вместо задней передачи;
- Цепные и карданные приводы.
Подвеска машины "инвалидки" также была заимствована от мотоциклов и использовала торсионы и рычаги. Рулевое управление - реечного типа, тормоза - с гидроприводом.
Инвалидка машина фото С-3Д 1970-х годов:
Особенности эксплуатации
Несмотря на ряд конструктивных усовершенствований, машина инвалидка С-3Д имела невысокие динамические качества. Максимальная скорость не превышала 50 км/ч. Расход топлива был как у мотоцикла - в среднем 5-7 литров на 100 км.
Особые сложности возникали при эксплуатации в холодное время года. Из-за конденсата в бензонасосе двигатель часто глох и отказывался заводиться при минусовой температуре.
Многие поломки происходили также из-за неправильной эксплуатации инвалидки машины владельцами: использование низкосортного масла для смеси, нарушение пропорций при заправке, езда без техобслуживания.
Купить инвалидку машину СМЗ
Новые мотоколяски С-3Д распределялись среди инвалидов через органы социального обеспечения (Собесы). Однако после снятия их с производства в 1997 году появился рынок подержанных машин инвалидок.
Частные объявления с предложениями купить инвалидку машину СМЗ можно было легко найти на досках объявлений и позже в Интернете на таких сайтах, как Авито.
Стоимость подержанных С-3Д варьировалась от 2 до 100 тысяч рублей в зависимости от технического состояния. Основные покупатели - это сельские умельцы и владельцы гаражей, покупавшие инвалидки для переделки под различные нужды.
Вторичное использование
Купленные "инвалидки" чаще всего переделывали в утилитарные вездеходы для сельской местности или использовали как доноры запчастей для различных самодельных транспортных средств.
Особенно популярными были моторы от С-3Д для установки на мотовездеходы, мотоблоки, карты и другую самодельную технику. Переделанные машины инвалидки могли прослужить еще многие годы.
Машина культовой модели
Несмотря на все недостатки, СМЗ С-3Д заслуженно снискала славу культовой модели. Эта скромная на вид инвалидка позволила сотням тысяч людей в СССР и России обрести мобильность и свободу передвижения.
Купленные с рук или через объявления подержанные машины "инвалидки" С-3Д до сих пор можно встретить на дорогах городов и сел.
Производство и распространение
Серийный выпуск мотоколяски С-3Д на Серпуховском мотоциклетном заводе начался в 1970 году. Уже в середине 1970-х годов были достигнуты рекордные для предприятия объемы производства - до 20 000 машин инвалидок в год.
За весь период выпуска с 1970 по 1997 годы было произведено около 223 000 экземпляров С-3Д. Это самый массовый автомобиль для людей с ограниченными возможностями не только в истории СССР, но и в мировом масштабе.
Благодаря централизованной системе распределения через Собесы, инвалидки машины С-3Д попадали в самые отдаленные уголки огромной страны - от Калининграда до Владивостока.
Эксплуатация без прав и документов
Для управления машиной инвалидкой С-3Д требовались права специальной категории, получаемые после обучения в органах соцобеспечения.
Однако на практике милиция крайне редко останавливала такие машины для проверки документов. Поэтому инвалидками нередко управляли водители без прав и документов на транспортное средство.
Недостатки и их преодоление
Главным недостатком машин инвалидок С-3Д была слабая тяга нефорсированного двигателя в сочетании с большой массой автомобиля.
Многие владельцы преодолевали эту проблему путем установки более мощных моторов, например от "Иж-Планеты" модели 5.
Также часто встречались кустарные доработки трансмиссии, тормозов и других узлов для повышения динамичности и надежности инвалидных машин.
Ремонт и техническое обслуживание
Как и любая техника, машины инвалидки С-3Д нуждались в периодическом техническом обслуживании и ремонте. Официально для инвалидов 1-й группы предусматривался один бесплатный капитальный ремонт за весь срок эксплуатации.
Однако на практике многие владельцы предпочитали обходиться собственными силами и ремонтировали свои инвалидки в домашних условиях или в частных мастерских.
Модернизация и дооснащение
Некоторые энтузиасты пошли дальше обычного ремонта и занимались модернизацией своих машин инвалидок С-3Д. Например, устанавливали более современные фары, электронные приборы, противоугонные системы.
Также встречались оригинальные варианты дооснащения в виде лебедок, дополнительных фар, багажников на крыше.
Эволюция модели
За годы выпуска в конструкцию инвалидной машины С-3Д вносились и некоторые изменения. В частности, первоначальный 12-сильный двигатель "Иж-Планета-2" позже сменился на 14-сильный вариант "Иж-Планета-3".
Также в 1980-х годах появилась модификация С-3Е с ручным управлением для инвалидов с ампутацией ног.
Сохранение исторического наследия
Сегодня все больше энтузиастов занимаются поиском и сбором сохранившихся экземпляров машин "инвалидок" С-3Д с целью их реставрации и сохранения как части технического и культурного наследия СССР.
В некоторых городах даже проводятся выставки-ретрофестивали с участием восстановленных мотоколясок производства СМЗ.