Машина-"инвалидка" (С-3Д): описание, технические характеристики, фото

Машина-"инвалидка" С-3Д - легендарный символ советской эпохи. Этот автомобиль стал прорывом для Серпуховского завода и помог сотням тысяч людей обрести мобильность. Давайте подробно разберем историю создания, технические характеристики и устройство этой культовой модели.

Предпосылки создания С-3Д

До появления модели С-3Д на Серпуховском мотоциклетном заводе (СМЗ) уже выпускались инвалидные машины. В 1952-1958 годах это была трехколесная мотоколяска С-1Л, позже переименованная в С3Л. Затем на смену пришла четырехколесная открытая модель С3А с прозвищем "моргуновка".

Однако у С3А был ряд недостатков, связанных главным образом с отсутствием закрытого кузова:

  • незащищенность от непогоды;
  • отсутствие отопителя;
  • низкий комфорт для инвалидов.

Поэтому с начала 1960-х годов завод начал работу по созданию новой модели инвалидной машины. Были разработаны прототипы С4А, НАМИ-031, НАМИ-048 и другие. В работах участвовали специалисты НАМИ, ЗИЛ и МЗМА. Однако внедрить эти модели в серийное производство не удавалось из-за технологической отсталости СМЗ.

Только к 1967 году появилась возможность модернизации производственных мощностей завода для выпуска принципиально новой машины инвалидки. При ее создании были использованы наработки по не реализованному проекту сельскохозяйственного внедорожника.

Крупным планом пожилой хмурый мужчина сидит внутри открытой советской инвалидной машины перед старым деревянным домом в мягком вечернем свете поздней осени

Конструкция и компоновка С-3Д

Инвалидка машина С-3Д получила цельнометаллический несущий кузов, что стало настоящим прорывом для СМЗ. Вместо сложного каркаса с обшивкой, как у предыдущих моделей, теперь применялся сварной кузов из штампованных панелей, изготавливаемых на поточной линии.

Однако новый кузов имел и недостатки:

  1. Компактные габариты, но большой вес - около 500 кг.
  2. Неудобная посадка водителя и пассажира из-за малой высоты.
  3. Склонность тонких панелей к вмятинам.

В качестве силового агрегата на машине инвалидке использовался одноцилиндровый двухтактный двигатель воздушного охлаждения "Иж-Планета" мощностью 12 или 14 л.с. Он имел ряд особенностей:

  • Дефорсирование для работы с перегрузкой.
  • Принудительная система охлаждения с вентилятором.
  • Неудобства, связанные с заправкой топливной смесью.

Трансмиссия мотоколяски была унифицирована с мотоциклетной. Она включала:

  • 4-ступенчатую "секвентальную" КПП в едином картере с двигателем;
  • Коническую главную передачу и дифференциал;
  • Реверс-редуктор вместо задней передачи;
  • Цепные и карданные приводы.

Подвеска машины "инвалидки" также была заимствована от мотоциклов и использовала торсионы и рычаги. Рулевое управление - реечного типа, тормоза - с гидроприводом.

Инвалидка машина фото С-3Д 1970-х годов:

машина инвалидка

Особенности эксплуатации

Несмотря на ряд конструктивных усовершенствований, машина инвалидка С-3Д имела невысокие динамические качества. Максимальная скорость не превышала 50 км/ч. Расход топлива был как у мотоцикла - в среднем 5-7 литров на 100 км.

Особые сложности возникали при эксплуатации в холодное время года. Из-за конденсата в бензонасосе двигатель часто глох и отказывался заводиться при минусовой температуре.

Многие поломки происходили также из-за неправильной эксплуатации инвалидки машины владельцами: использование низкосортного масла для смеси, нарушение пропорций при заправке, езда без техобслуживания.

С высоты две советские инвалидные трехколески едут по извилистой деревенской дороге между маленькими домиками в солнечное весеннее утро

Купить инвалидку машину СМЗ

Новые мотоколяски С-3Д распределялись среди инвалидов через органы социального обеспечения (Собесы). Однако после снятия их с производства в 1997 году появился рынок подержанных машин инвалидок.

Частные объявления с предложениями купить инвалидку машину СМЗ можно было легко найти на досках объявлений и позже в Интернете на таких сайтах, как Авито.

Стоимость подержанных С-3Д варьировалась от 2 до 100 тысяч рублей в зависимости от технического состояния. Основные покупатели - это сельские умельцы и владельцы гаражей, покупавшие инвалидки для переделки под различные нужды.

Вторичное использование

Купленные "инвалидки" чаще всего переделывали в утилитарные вездеходы для сельской местности или использовали как доноры запчастей для различных самодельных транспортных средств.

Особенно популярными были моторы от С-3Д для установки на мотовездеходы, мотоблоки, карты и другую самодельную технику. Переделанные машины инвалидки могли прослужить еще многие годы.

Машина культовой модели

Несмотря на все недостатки, СМЗ С-3Д заслуженно снискала славу культовой модели. Эта скромная на вид инвалидка позволила сотням тысяч людей в СССР и России обрести мобильность и свободу передвижения.

Купленные с рук или через объявления подержанные машины "инвалидки" С-3Д до сих пор можно встретить на дорогах городов и сел.

Производство и распространение

Серийный выпуск мотоколяски С-3Д на Серпуховском мотоциклетном заводе начался в 1970 году. Уже в середине 1970-х годов были достигнуты рекордные для предприятия объемы производства - до 20 000 машин инвалидок в год.

За весь период выпуска с 1970 по 1997 годы было произведено около 223 000 экземпляров С-3Д. Это самый массовый автомобиль для людей с ограниченными возможностями не только в истории СССР, но и в мировом масштабе.

Благодаря централизованной системе распределения через Собесы, инвалидки машины С-3Д попадали в самые отдаленные уголки огромной страны - от Калининграда до Владивостока.

Эксплуатация без прав и документов

Для управления машиной инвалидкой С-3Д требовались права специальной категории, получаемые после обучения в органах соцобеспечения.

Однако на практике милиция крайне редко останавливала такие машины для проверки документов. Поэтому инвалидками нередко управляли водители без прав и документов на транспортное средство.

Недостатки и их преодоление

Главным недостатком машин инвалидок С-3Д была слабая тяга нефорсированного двигателя в сочетании с большой массой автомобиля.

Многие владельцы преодолевали эту проблему путем установки более мощных моторов, например от "Иж-Планеты" модели 5.

Также часто встречались кустарные доработки трансмиссии, тормозов и других узлов для повышения динамичности и надежности инвалидных машин.

Ремонт и техническое обслуживание

Как и любая техника, машины инвалидки С-3Д нуждались в периодическом техническом обслуживании и ремонте. Официально для инвалидов 1-й группы предусматривался один бесплатный капитальный ремонт за весь срок эксплуатации.

Однако на практике многие владельцы предпочитали обходиться собственными силами и ремонтировали свои инвалидки в домашних условиях или в частных мастерских.

Модернизация и дооснащение

Некоторые энтузиасты пошли дальше обычного ремонта и занимались модернизацией своих машин инвалидок С-3Д. Например, устанавливали более современные фары, электронные приборы, противоугонные системы.

Также встречались оригинальные варианты дооснащения в виде лебедок, дополнительных фар, багажников на крыше.

Эволюция модели

За годы выпуска в конструкцию инвалидной машины С-3Д вносились и некоторые изменения. В частности, первоначальный 12-сильный двигатель "Иж-Планета-2" позже сменился на 14-сильный вариант "Иж-Планета-3".

Также в 1980-х годах появилась модификация С-3Е с ручным управлением для инвалидов с ампутацией ног.

Сохранение исторического наследия

Сегодня все больше энтузиастов занимаются поиском и сбором сохранившихся экземпляров машин "инвалидок" С-3Д с целью их реставрации и сохранения как части технического и культурного наследия СССР.

В некоторых городах даже проводятся выставки-ретрофестивали с участием восстановленных мотоколясок производства СМЗ.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.