Кифара - это один из древнейших струнных музыкальных инструментов в истории человечества. Уходящий корнями вглубь веков, этот инструмент таит в себе множество загадок. Давайте попробуем разгадать некоторые из них.
Происхождение кифары
Существует легенда, что кифару впервые смастерил древнегреческий бог Гермес. Он использовал для этого панцирь черепахи, бычьи рога и сухожилия в качестве струн. Гермес украл быка у своего брата Аполлона, чтобы добыть необходимое сырье для инструмента. Это вызвало конфликт между богами, который уладил Зевс, велев Гермесу вернуть украденный скот и подарить Аполлону готовую кифару.
Первые достоверные изображения этого музыкального инструмента обнаружены на Крите и датируются примерно 1400 годом до нашей эры. Вероятно, кифара пришла в Грецию из Египта и Малой Азии, распространившись оттуда по всему Средиземноморью.
Некоторые исследователи считают, что кифара является усовершенствованной разновидностью более древнего инструмента - форминги. Форминга была распространена среди аэдов - исполнителей героических эпических поэм в устной традиции.
Конструкция и игра на кифаре
Классическая кифара имела плоский деревянный корпус с прямыми или изогнутыми очертаниями.
К корпусу крепилось от 4 до 12 струн из жил животных. Струны располагались параллельно друг другу и закреплялись с одной стороны у подставки, а с другой - у перекладины.
В классической кифаре VI-V вв. до н.э. было семь струн, как и на большинстве современных ей струнных инструментов.
Для игры на кифаре использовался плектр из кости или рога, который прикреплялся к инструменту при помощи шнура. Во время игры музыкант поддерживал кифару с помощью ремня на запястье.
- Играли на кифаре стоя, прижимая ее к груди.
- Левой рукой исполнялась мелодия путем защипывания струн.
- Правой рукой производились ритмичные удары по струнам.
Такая техника игры во многом напоминает современные методы игры на гитаре или других подобных инструментах.
Значение кифары в античной культуре
Кифара играла важную роль в музыкальной и общественной жизни Древней Греции. На этом инструменте аккомпанировали себе поющие поэты, которые назывались кифаредами. Также существовали профессиональные музыканты - кифаристы, которые играли без пения.
Кифародические номы
Для кифары создавались специальные музыкальные произведения - кифародические номы. Это были определенные мелодические модели, к которым поэты подбирали стихи на героические и мифологические сюжеты. Номы носили разные названия и исполнялись во время праздников и музыкальных состязаний.
Обучение игре на кифаре
Овладение игрой на кифаре считалось сложным искусством, требующим больших музыкальных способностей и длительной выучки. Этому ремеслу обучались преимущественно юноши из знатных и обеспеченных семей.
Культовое значение
В религиозно-мифологических представлениях древних греков кифара ассоциировалась с культом Аполлона и муз. Считалось, что Аполлон подарил этот инструмент смертным. В отличие от авлоса, который был атрибутом Диониса и вакханалий.
Известные музыканты-кифаристы
Одним из первых легендарных кифаредов был Фаммирид. Ему приписывают добавление трех струн к классической четырехструнной кифаре. Это позволило расширить ее музыкальные возможности.
Терпандр
Терпандр из Антиссы считается создателем первых кифародических номов - музыкальных композиций для кифары в сопровождении пения. Он также усовершенствовал этот инструмент.
Арион
Легендарный Арион Метимнейский был известен своим мастерством игры на кифаре и исполнения лирических песен. Ему приписывают создание хоровой песни в честь Диониса.