Отчеты сопровождают нашу жизнь повсеместно. Мы сталкиваемся с ними на работе, в бизнесе, в быту. Но что же такое отчет на самом деле? Давайте разберемся вместе.
Основные определения отчета
Что такое отчет - это документ или устное сообщение, содержащее информацию о результатах какой-либо деятельности или порученном задании. Отчеты бывают письменные и устные.
Согласно
Толковому словарю русского языка
О.С. Ахмановой, отчет - это:
- Официальное письменное или устное сообщение ответственному лицу, организации и т.п. о своей работе, о выполнении какого-л. задания и т.п.
- Подробное сообщение о положении дел, состоянии чего-л. и т.п., обычно публикуемое в газете или журнале.
Таким образом, отчет выполняет информационную функцию - сообщает о результатах работы, проекта, мероприятия.
Классификация отчетов
Существует множество видов отчетов. Их можно классифицировать по разным признакам:
- По типу данных:
- Финансовые Бухгалтерские Налоговые Статистические Аналитические
- По периодичности:
- Годовые Квартальные Месячные Еженедельные
- По объему:
- Отчеты Краткие отчеты, справки Обзоры
Самые распространенные отчеты, которые мы встречаем:
Финансовые | С данными о финансовых результатах и финансовом состоянии организации |
Бухгалтерские | С данными по бухгалтерскому и налоговому учету организации |
Налоговые | Декларации в налоговую, отчеты по страховым взносам |
Управленческие | Отчеты о выполнении планов, поручений, о реализации проектов |
Структура и содержание отчета зависит от его вида и назначения.
Рассмотрим подробнее бухгалтерские отчеты. Они включают данные из финансового и налогового учета организации. Формируют их в виде регламентируемых законодательством документов.
Основные бухгалтерские отчеты, обязательные для всех организаций:
- Бухгалтерский баланс - отражает активы и обязательства организации;
- Отчет о финансовых результатах - с данными о доходах и расходах организации;
- Отчет о движении денежных средств - с данными о денежных потоках организации.
Эти отчеты составляются за год и сдаются не позднее 31 марта следующего года.
Также для бухгалтеров актуальна ежемесячная, квартальная и годовая налоговая отчетность в инспекцию. Основные формы:
- Налоговые декларации по НДС, налогу на прибыль, УСН, ЕНВД и др.;
- Расчет по страховым взносам;
- Сведения о среднесписочной численности работников;
- и другие отчеты.
Точный перечень налоговых форм зависит от системы налогообложения и особенностей деятельности организации.
Цели составления отчетов
Зачем нужны отчеты и с какой целью их составляют?
- Информирование руководства, собственников, инвесторов о результатах работы компании;
- Анализ эффективности бизнес-процессов и выработка управленческих решений;
- Контроль исполнения планов, бюджетов, поручений;
- Мониторинг ключевых показателей деятельности;
- Обоснование стимулирующих выплат сотрудникам;
- Принятие решения о кредитовании и инвестировании в компанию;
- Оценка надежности контрагента;
- И многое другое.
Что такое отчет важный элемент системы управления, планирования и анализа в организации. Он позволяет контролировать процессы и оперативно реагировать при отклонениях.
Кому предоставляются отчеты
Основные пользователи отчетов в организации:
- Руководство (генеральный директор, топ-менеджеры);
- Собственники и учредители;
- Совет директоров;
- Инвесторы;
- Кредитные организации;
- Государственные контролирующие органы;
- Бухгалтерия и финансовые службы.
Также отчеты могут предоставляться:
- Сотрудникам для анализа результатов своей работы;
- Отделам компании для выработки управленческих решений в своей области;
- Контрагентам для оценки надежности и платежеспособности;
- Широкой общественности при публикации годовых отчетов крупных публичных компаний.
Таким образом, значение слова отчет это не только данные о результатах, но и возможность эффективно управлять компанией на их основе.
Обязательные реквизиты отчета
Любой отчет должен содержать обязательные атрибуты, позволяющие идентифицировать документ:
- Наименование организации;
- Вид отчета;
- Отчетный период;
- Единицы измерения показателей;
- Дата составления;
- Подпись ответственного лица.
Может также присутствовать гриф утверждения отчета вышестоящим руководителем или собственником.
Формы отчетов
Что такое форма отчета? Это его структура, расположение реквизитов, основных разделов и показателей.
Для бухгалтерской и налоговой отчетности существуют унифицированные формы, утвержденные законодательно. Управленческие формы отчетов компании разрабатывают самостоятельно.
Пример унифицированной формы - "Отчет о движении денежных средств". Он в обязательном порядке должен содержать следующие разделы:
- Денежные потоки от текущих операций;
- Денежные потоки от инвестиционных операций;
- Денежные потоки от финансовых операций.
В каждом разделе отражают соответствующие поступления и платежи денежных средств.