Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации: история и современность

Эффективное управление военными кадрами - залог боеспособности любой армии. От того, насколько профессионально работает система подбора, расстановки и подготовки кадров, зависит обороноспособность государства.

Исторические вехи Главного управления кадров Минобороны России

Кадровая работа в военном ведомстве России берет свое начало в глубокой древности. Еще во времена Древней Руси существовали специальные подразделения, занимавшиеся формированием дружин и ополчений.

C начала XX века работа с военными кадрами приобрела более упорядоченный и целенаправленный характер. В 1918 году в структуре Всероссийского главного штаба было образовано Управление по командному составу. Его основными задачами являлись:

  • учет командного состава Красной Армии;
  • организация работы с кадрами административной службы;
  • ведение персональных дел военнослужащих.

На протяжении 1920-1930-х годов структура и функции Управления неоднократно трансформировались. К примеру, в 1921 году оно было переименовано в Инспекторский отдел. А еще через три года получило новое название – Административное управление РККА.

В послевоенный период акцент в работе с военными кадрами был сделан на повышении морально-психологического состояния личного состава армии и флота. Большое внимание уделялось созданию надлежащих социально-бытовых условий для военнослужащих и членов их семей.

К концу 1980-х годов численность Управления по работе с личным составом Вооруженных Сил СССР достигла нескольких тысяч офицеров и генералов.

Портрет военного руководства ГУК

Структура и задачи ГУК Минобороны России на современном этапе

Современная структура главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации была сформирована в 2012 году. В ее состав входит 9 управлений, каждое из которых решает конкретный спектр задач.

  1. Первое управление занимается вопросами прохождения военной службы офицерским составом.
  2. На Второе управление возложены задачи организационно-плановой работы в области комплектования Вооруженных Сил личным составом.
  3. Третье управление осуществляет работу по подбору и расстановке офицерских кадров.

Ключевыми целями и задачами ГУК МО РФ являются:

  • Формирование и реализация кадровой политики в Вооруженных Силах РФ;
  • Обеспечение потребности войск и военных округов в квалифицированных военных специалистах;
  • Контроль деятельности других кадровых органов армии и флота.

Для решения этих задач Главное управление кадров Минобороны Российской Федерации тесно взаимодействует с военными округами, Северным флотом, военными вузами и научно-исследовательскими институтами.

Основные направления работы ГУК Минобороны России

Среди приоритетных направлений работы Главного управления кадров МО РФ можно выделить несколько ключевых.

1. Комплектование Вооруженных Сил квалифицированными военными кадрами.

Это одна из важнейших задач ГУК МО. Ее решение осуществляется по нескольким основным направлениям:

  • подбор выпускников военных вузов и военных кафедр гражданских вузов;
  • заключение контрактов с военнослужащими, уже имеющими опыт службы;
  • переподготовка гражданских специалистов по воинским специальностям.

Одновременно ведется активная работа по повышению престижа военной службы, привлечению в армию наиболее подготовленной и мотивированной молодежи.

2. Организация обучения и повышения квалификации офицерских кадров.

С этой целью ГУК МО РФ координирует работу всей системы военного образования – от суворовских училищ до академий Генштаба Вооруженных Сил и военных институтов.

Особое внимание уделяется разработке передовых методик обучения, внедрению инновационных технологий (виртуальная реальность, тренажеры, онлайн-курсы).

Регулярно организуется повышение квалификации для действующих офицеров в виде краткосрочных курсов, стажировок, тренингов.

IT-центр ГУК МО РФ

Реализация социальных гарантий для военнослужащих

Важным аспектом кадровой работы Минобороны России является обеспечение достойного уровня социальной защищенности военных и членов их семей. Эта задача возложена на ответственных сотрудников Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации.

В перечень основных социальных гарантий для российских военнослужащих входят:

  • выплата денежного довольствия;
  • предоставление жилой площади нуждающимся;
  • медицинская помощь в военных госпиталях;
  • ежегодная диспансеризация;
  • санаторно-курортное лечение.

Также оказывается необходимая социальная поддержка семьям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы.

Инспектирование кадровой работы в войсках

С целью контроля за деятельностью кадровых подразделений во всех военных округах, на флотах и в отдельных частях регулярно проводятся плановые и внеплановые инспекторские проверки уполномоченными представителями ГУК Министерства обороны Российской Федерации.

По результатам таких проверок готовятся отчеты с конкретными рекомендациями по устранению вскрытых недостатков в работе с военными кадрами.

Кроме того, офицеры ГУК МО РФ регулярно принимают участие в учениях войск для изучения практики кадровой работы в полевых условиях.

Правовая регламентация прохождения военной службы

Разработка нормативно-правовой базы, регулирующей все аспекты военной службы относится к ведению юристов и специалистов Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации.

С 2011 года было подготовлено более 20 федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства РФ, касающихся прав и обязанностей военнослужащих, порядка прохождения ими службы, предоставления социальных гарантий.

Важнейшим принципом разработки таких нормативных актов является обеспечение баланса между интересами военного ведомства и правами военнослужащих.

Информационно-аналитическое обеспечение кадровой работы

Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации осуществляет сбор, обработку и актуализацию данных, касающихся всех аспектов комплектования Вооруженных Сил личным составом.

На основе этих данных готовятся периодические аналитические отчеты и прогнозы, позволяющие объективно оценивать состояние кадровой работы в войсках и принимать обоснованные управленческие решения по ее оптимизации.

Также на базе ГУК функционирует единая электронная система учета личного состава Вооруженных Сил и запаса – автоматизированная система кадрового учета.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество