Краеведение - что такое? Рабочая программа по краеведению: 6 класс. Литературное краеведение

Краеведение - это увлекательная наука о родном крае, изучающая его природу, историю, культуру и экономику. Давайте разберемся, что конкретно изучает краеведение, зачем оно нужно школьникам и как применяется на практике.

Что такое краеведение и что оно изучает

Итак, краеведение - это комплекс наук о конкретной территории, называемой "край". Это может быть регион, область, город, село или даже отдельно взятый район или улица. Краеведение изучает природные условия данной территории, ее историю и культуру, экономические особенности и этнографию.

Основными задачами краеведения являются:

  • сбор информации о родном крае из разных источников;
  • анализ и обобщение полученных данных;
  • популяризация знаний о крае.

Поскольку краеведение объединяет сведения из разных областей, его называют междисциплинарной наукой. Оно тесно связано с такими дисциплинами как история, география, литература, экология, этнография.

Девушка в народном костюме с книгой

Зачем краеведение нужно школьникам

Изучение своей малой родины в рамках школьного краеведения принесет ученикам множество пользы.

Во-первых, это позволит развить в детях любовь к родному краю, чувство гордости за его достижения и ответственности за его будущее.

Во-вторых, школьники научатся работать с информацией из разных источников - книг, статей, архивных документов. Это хорошая практика для развития исследовательских навыков.

Краеведение учит детей анализировать и обобщать информацию, делать собственные выводы.

Кроме того, благодаря краеведению ребята увидят тесную взаимосвязь истории родного края и истории всей страны. А применяя полученные знания на практике, например, проводя экскурсии по родному городу, они смогут почувствовать свою сопричастность к великому прошлому.

Краеведение как школьный предмет

Краеведение как отдельный предмет стало преподаваться в российских школах в начале XX века. Уже тогда его рассматривали как важную часть образования и воспитания юных граждан страны.

В рамках этого курса учащиеся знакомятся с географическими, историческими и культурными особенностями родного края. Изучают достопримечательности, биографии знаменитых земляков, фольклор и традиции региона.

Большую роль в краеведении играет проектная деятельность: походы, экспедиции, встречи с местными жителями. Это позволяет закрепить теоретические знания на практике и приобщает школьников к исследовательской работе.

Бабушка рассказывает детям фольклор

Программа краеведения для 6 класса

Разрабатывая программу краеведения для школьников, нужно учитывать их возрастные особенности. Давайте посмотрим, как может выглядеть такая программа для учеников 6 класса.

Основные цели программы для 6 класса:

  • расширить знания учащихся о родном крае;
  • развить интерес к исследовательской деятельности;
  • сформировать чувство патриотизма и гражданской ответственности.

Для реализации этих целей программа краеведения для 6 класса будет включать такие разделы как история края, его культурное наследие, особенности экономики и природопользования.

Формы учебной работы по краеведению

Для того, чтобы у школьников сохранялся интерес к краеведению, важно разнообразить формы учебной работы. В дополнение к традиционным урокам можно использовать такие варианты:

  • экскурсии по памятным местам и музеям;
  • краеведческие кружки по интересам;
  • учебные и исследовательские проекты;
  • встречи с местными краеведами и земляками.

Такие формы работы вызовут живой интерес у школьников и позволят им взглянуть на родной край под совершенно новым углом.

Краеведение что такое для ученика

Для самого школьника краеведение - это возможность приоткрыть завесу времени и заглянуть в прошлое родного края, ощутить его неразрывную связь с настоящим и даже заглянуть в будущее.

Благодаря школьным курсам и внеклассной работе по краеведению, перед ребятами что такое краеведение раскроется во всей красе - как увлекательный мир открытий о своей малой родине.

Литературное краеведение в 6 классе

Отдельное внимание в рамках школьного краеведения стоит уделить его литературной составляющей. Уже в 6 классе можно познакомить ребят с творчеством писателей и поэтов, чьи судьбы связаны с родным краем.

Это поможет школьникам лучше прочувствовать дух времени, запечатленный в литературных произведениях о своих местах. А главное - еще сильнее полюбить свой край, вдохновившись примерами тех, кто воспел его в своем творчестве.

Рабочая программа по краеведению

Рассмотрев общие принципы построения программы краеведения, давайте более детально остановимся на рабочей программе по краеведению для конкретного класса.

Такая рабочая программа разрабатывается учителем на основе общей учебной программы с учетом особенностей региона и конкретных учеников.

Разделы рабочей программы

Любая рабочая программа по краеведению будет включать следующие ключевые компоненты:

  1. Пояснительная записка с обоснованием актуальности курса;
  2. Описание целей, задач и планируемых результатов обучения;
  3. Тематическое планирование с перечнем основных тем и количеством часов;
  4. Содержание учебного курса по выбранным темам;
  5. Перечень форм и видов учебной деятельности;
  6. План внеурочной краеведческой работы.

Учет региональной специфики

Хорошая рабочая программа краеведения обязательно учитывает исторические, географические и культурные особенности конкретного региона. Это позволяет сделать изучение родного края максимально интересным и познавательным для школьников.

Методическое обеспечение курса краеведения

Для успешной реализации рабочей программы краеведения необходимо продуманное методическое обеспечение. Оно может включать:

  • разработки занятий и внеурочных мероприятий;
  • дидактические и раздаточные материалы;
  • задания для самостоятельной и проектной работы учащихся.

Такой комплекс методических материалов существенно облегчит работу учителя и сделает курс краеведения еще более насыщенным и продуктивным.

Оценка результатов освоения курса краеведения

Чтобы объективно оценить эффективность разработанной программы, необходимо продумать систему оценивания результатов ее освоения учащимися.

Текущий контроль

На протяжении всего курса краеведения целесообразно проводить текущий контроль в форме:

  • опросов по изученным темам;
  • оценки активности на занятиях;
  • проверки заданий в рабочих тетрадях.

Это позволит отслеживать уровень усвоения материала и при необходимости своевременно его скорректировать.

Итоговый контроль

В конце курса целесообразно провести итоговую комплексную проверку знаний, умений и навыков учащихся. Для этого подойдут такие формы контроля как:

  1. Тестирование
  2. Защита групповых проектов
  3. Анализ исследовательских работ и дневников наблюдений учеников

Корректировка программы краеведения

По результатам оценки эффективности программы, при необходимости проводится ее корректировка:

  • добавляются или исключаются отдельные темы;
  • меняются формы и методы работы;
  • обновляется список рекомендуемых источников и литературы.

Такой подход позволяет сделать курс краеведения максимально интересным и познавательным для конкретных учеников.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.