Словообразование – это увлекательная наука о том, как в русском языке из простых слов образуются новые. Знание законов словообразования позволит вам с легкостью анализировать структуру незнакомых слов, понимать их значение и даже самостоятельно образовывать новую лексику.
Определение словообразования
Что изучается в разделе науки о языке "Словообразование"? Этот лингвистический раздел изучает способы и средства образования новых слов в языке на базе уже имеющихся. То есть словообразование показывает, как из простого корня можно "вырастить" целое гнездо новых однокоренных слов.
Основателем словообразования как науки считается выдающийся русский лингвист А.А. Шахматов. В начале XX века он предложил выделить словообразование в отдельный раздел языкознания. Позднее большой вклад в становление этой дисциплины внесли В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, А.И. Смирницкий и другие ученые.
Ключевыми понятиями словообразования являются:
- Мотивированность – смысловая связь между производным и производящим словами.
- Производящая основа – часть слова, общая для производного и мотивирующего слов.
- Словообразовательный формант – морфема, с помощью которой образуется новое слово.
Единицы словообразования
"В словообразовании изучается единица языка" – верно, изучается целый ряд структурных единиц разного уровня.
- Словообразовательная пара – производящее и производное слово:
- читать – перечитать лес – лесок
- Словообразовательная цепочка – последовательный ряд пар:
- читать – перечитать – перечитывать – перечитывание
- Словообразовательное гнездо – совокупность всех однокоренных слов:
- читать, читка, чтец, читатель, читальня, читабельный и т.д.
- Словообразовательная парадигма – все слова от одного мотиватора:
- стол – столик, столовый, застолье, столяр и т.д.
- Словообразовательный ряд – слова с общим формантом:
- синий – красный – зеленый; учител – писатель – читатель
Таким образом, изучение единиц словообразования позволяет увидеть, как слова в языке устроены в единую систему.
Способы образования слов
Теперь давайте разберем, какими способами можно образовывать новые слова в русском языке.
Аффиксальный способ
Самый распространенный способ – с помощью аффиксов, то есть приставок, суффиксов, постфиксов. Различают:
- Приставочный – добавление приставки: бежать – выбежать ехать – заехать
- Суффиксальный – добавление суффикса: новый – новинка учить – учитель
- Приставочно-суффиксальный: город – пригородный снег – подснежник
- Бессуффиксный – отсечение суффикса/окончания: тихий – тишь ходить – ход
Сложение основ
Объединение двух основ:
- водо+пад = водопад
- само+лет = самолет
Аббревиация
Образование сложносокращенных слов:
- МГУ – Московский государственный университет
- ФМ – факультет менеджмента
Конверсия
В разделе словообразования изучается также особый вид перехода слов из одной части речи в другую:
Исходное слово | Конверсия |
читать (гл.) | читка (сущ.) |
глубокий (прил.) | глубоко (нареч.) |
Как видите, знание способов словообразования открывает богатые возможности для создания и понимания новых слов в русском языке.
Морфемный и словообразовательный анализ слов
Чтобы глубже разобраться, как устроено слово, применяют два вида анализа:
- Морфемный – выделение морфем (приставки, корня, суффикса, окончания) в слове.
- Словообразовательный – определение способа образования слова.
Рассмотрим на примере:
Прибрежный
- Приставка: при-
- Корень: бреж-
- Суффикс: -н-
- Окончание: -ый
- Способ образования: приставочно-суффиксальный от слова "берег"
А теперь проанализируем слово "речной":
- Приставка: нет
- Корень: реч-
- Суффикс: -н-
- Окончание: -ой
- Способ: суффиксальный от слова "река"
Что изучается в словообразовании 7 класс
Что изучается в разделе словообразования в 7 классе? Рассмотрим основные темы:
- Понятие морфемы и словообразования
- Основные способы образования слов
- Разбор слов по составу
- Различные словообразовательные модели
Таким образом, в 7 классе большое внимание уделяется изучению структуры слова и овладению практическими навыками словообразовательного анализа.
Правила словообразования
Что изучается в словообразовании? Это также определенные закономерности, правила.
К основным из них относятся:
- Сохранение части речи при образовании нового слова.
- Сохранение лексического значения корня.
- Ограничения при выборе аффиксов.
Соблюдение этих правил позволяет правильно и грамотно образовывать новые слова.
Практическое применение словообразования
Знания о структуре и способах образования слов имеют большое практическое значение.
Во-первых, это помогает определять лексическое значение незнакомых слов, если вы знаете значение корня и аффиксов. Например:
- подснежник – цветок, растущий под снегом (приставка под-, корень -снег-, суффикс -ник-)
- пригород – территория возле города (приставка при-, корень -город-)
Во-вторых, можно самому образовывать новые слова, нужные в речи. Добавляя к известному корню приставку или суффикс, вы легко создадите недостающее слово.
Рекомендации по использованию аффиксов
Чтобы правильно подобрать аффикс, нужно знать:
- К какой части речи относится корень.
- К какой части речи должно относиться новое слово.
- Значение аффикса.
Например, от глагола "красить" суффиксом -тель- образуем существительное "краситель", а от существительного "краска" тем же суффиксом -тель- получаем "краситель".
Трудные случаи словообразования
Несмотря на наличие правил, в языке встречаются и исключения, трудные для словообразования случаи. Это может быть:
- Нестандартный набор аффиксов.
- Необычный порядок морфем.
- Исторические изменения в структуре слов.
Поэтому так важно пополнять словарный запас, читать книги – это расширит ваши знания о системе русского словообразования.