Перемены являются важной частью школьного расписания. Они позволяют детям отдохнуть от умственной нагрузки, восстановить силы и подготовиться к следующему уроку. Давайте разберемся, сколько перемен должно быть, какова их оптимальная продолжительность и как правильно организовывать это время.
Нормативы по количеству и продолжительности школьных перемен
Согласно требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10, минимальная продолжительность любой перемены в школе должна составлять не менее 10 минут. Этого времени достаточно, чтобы ученики успели отдохнуть и подготовиться к следующему уроку.
Также после проведения 2-3 уроков необходимо устраивать более длительный перерыв - большую перемену. Ее рекомендуемая продолжительность составляет 20-30 минут. За это время дети могут не только отдохнуть, но и перекусить.
Большие перемены после второго или третьего уроков, т.е. в середине учебного дня, предназначены для того, чтобы предотвратить быстрое нарастание начавшегося утомления и обеспечить достаточное время для приема пищи школьниками.
Оптимальное расписание перемен для разных классов
Исследованиями установлено, что оптимальное распределение перемен в течение учебного дня зависит от возраста учащихся:
- Для начальной школы наиболее подходит схема из двух малых перемен по 10 минут и одной большой перемены после 2 урока продолжительностью 20 минут.
- В средней и старшей школе большую перемену рекомендуется устраивать после 3-го урока, когда у детей уже наблюдается спад работоспособности.
Также стоит отметить особенности организации перемен при обучении во 2 смену. Из-за более позднего начала занятий их количество обычно не превышает 7 в день. Соответственно, продолжительность перемен сокращается до 5-10 минут, за исключением одной большой перемены для приема пищи.
Классы | Рекомендуемая схема перемен |
Начальная школа | 10 минут - 20 минут - 10 минут |
Средняя и старшая школа | Большая перемена после 3-го урока |
Правила организации перемен
Для того чтобы перемены действительно способствовали восстановлению сил детей, важно правильно организовать это время. Вот несколько важных рекомендаций:
- Лучше всего проводить перемены на свежем воздухе, а не в классе. Это увеличивает время пребывания школьников на улице и дает им больше возможностей для активного движения.
- Организовывать подвижные игры, которые помогут детям реализовать их потребность в движении.
- Не стоит позволять шумные игры, требующие большого физического напряжения, а также занятия, связанные с умственной деятельностью вроде чтения или повторения уроков.
Лучшим отдыхом является смена одного вида деятельности другим. Переключение детей после умственной работы на активный отдых с подвижными играми, способствует быстрому восстановлению работоспособности.
Коворкинг-перемены - новый формат отдыха в школе
Одним из современных нововведений в организации школьных перемен является концепция перемены в школе "риджмонт хай". Она подразумевает создание специальных коворкинг-зон, где дети в свободной обстановке могут отдыхать, общаться и заниматься интересной развивающей деятельностью.
К примеру, в одной московской школе часть рекреаций оборудована таким образом, чтобы пространство можно было трансформировать для проведения перемен:
- На стене размещают магнитные доски для творчества
- Ставят стеллажи с книгами и уютные диванчики для чтения
- На полу рисуют игры, вроде "Классики", для активного движения
Такой подход позволяет детям интересно и с пользой проводить перемены, проявляя свои таланты и удовлетворяя потребности в общении.
Игры и активности для перемен
Чтобы сделать перемены по-настоящему полезными и интересными для детей, можно организовывать различные игры и активности. Вот несколько примеров:
- Простые игры без инвентаря: "Ручеек", "Светофор", "Классики" и др. Они позволяют ребятам активно двигаться и получать удовольствие.
- Игры с использованием дополнительных приспособлений: "Следопыт" - командная игра на специальном аттракционе "Идеальный квадрат" - игроки выстраивают заданные фигуры, держась за руки
Подвижные и интеллектуальные игры на переменах развивают детей, учат их взаимодействовать друг с другом и являются отличной альтернативой пассивному времяпрепровождению.
Влияние перемен на обучаемость и здоровье школьников
Стоит отметить, что правильная организация перемен оказывает благотворное влияние на эффективность учебного процесса и самочувствие учащихся. Доказано, что регулярные перерывы в занятиях:
- Повышают внимание и работоспособность детей
- Снижают утомляемость
- Улучшают усвоение нового материала
Кроме того, физическая активность и игры на свежем воздухе во время перемен укрепляют здоровье школьников.
Правильная организация перемен имеет большое значение для эффективности обучения и благополучия учащихся.
Рекомендации по проведению перемен
Исходя из всего вышесказанного, можно дать несколько рекомендаций по оптимальной организации школьных перемен.
Для администрации школ:
- Соблюдать установленные нормы по количеству и продолжительности перемен в расписании
- Создавать условия для активного отдыха детей на переменах
Для классных руководителей:
- Организовывать подвижные и интеллектуальные игры
- Следить за соблюдением дисциплины
Для родителей:
- Интересоваться, как проходят перемены у ребенка в школе
- Обсуждать с детьми их предпочтения в играх и активностях
- При необходимости обращаться к классному руководителю с предложениями по улучшению организации перемен
Для учащихся:
- Активно участвовать в подвижных и интеллектуальных играх на переменах
- Предлагать одноклассникам интересные идеи активностей
- С уважением относиться к правилам поведения на переменах
Коворкинг-перемены: за и против
Новый формат организации перемен - коворкинг - имеет как сторонников, так и противников среди педагогов и родителей.
Плюсы коворкинг-перемен:
- Разнообразие видов деятельности
- Развитие индивидуальных интересов ребенка
- Комфортные условия для отдыха
Минусы коворкинг-перемен:
- Требует дополнительного оборудования помещений
- Усложняет контроль за поведением детей
- Не все ученики проявляют инициативу в выборе занятий
Поэтому рекомендуется внедрять элементы коворкинга постепенно, начиная, например, с организации специальных игровых зон в рекреациях.