Перемены в школе: сколько их и как правильно проводить

Перемены являются важной частью школьного расписания. Они позволяют детям отдохнуть от умственной нагрузки, восстановить силы и подготовиться к следующему уроку. Давайте разберемся, сколько перемен должно быть, какова их оптимальная продолжительность и как правильно организовывать это время.

Нормативы по количеству и продолжительности школьных перемен

Согласно требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10, минимальная продолжительность любой перемены в школе должна составлять не менее 10 минут. Этого времени достаточно, чтобы ученики успели отдохнуть и подготовиться к следующему уроку.

Также после проведения 2-3 уроков необходимо устраивать более длительный перерыв - большую перемену. Ее рекомендуемая продолжительность составляет 20-30 минут. За это время дети могут не только отдохнуть, но и перекусить.

Большие перемены после второго или третьего уроков, т.е. в середине учебного дня, предназначены для того, чтобы предотвратить быстрое нарастание начавшегося утомления и обеспечить достаточное время для приема пищи школьниками.

Оптимальное расписание перемен для разных классов

Исследованиями установлено, что оптимальное распределение перемен в течение учебного дня зависит от возраста учащихся:

  • Для начальной школы наиболее подходит схема из двух малых перемен по 10 минут и одной большой перемены после 2 урока продолжительностью 20 минут.
  • В средней и старшей школе большую перемену рекомендуется устраивать после 3-го урока, когда у детей уже наблюдается спад работоспособности.

Также стоит отметить особенности организации перемен при обучении во 2 смену. Из-за более позднего начала занятий их количество обычно не превышает 7 в день. Соответственно, продолжительность перемен сокращается до 5-10 минут, за исключением одной большой перемены для приема пищи.

Классы Рекомендуемая схема перемен
Начальная школа 10 минут - 20 минут - 10 минут
Средняя и старшая школа Большая перемена после 3-го урока
Девочка улыбается на перемене

Правила организации перемен

Для того чтобы перемены действительно способствовали восстановлению сил детей, важно правильно организовать это время. Вот несколько важных рекомендаций:

  1. Лучше всего проводить перемены на свежем воздухе, а не в классе. Это увеличивает время пребывания школьников на улице и дает им больше возможностей для активного движения.
  2. Организовывать подвижные игры, которые помогут детям реализовать их потребность в движении.
  3. Не стоит позволять шумные игры, требующие большого физического напряжения, а также занятия, связанные с умственной деятельностью вроде чтения или повторения уроков.
Лучшим отдыхом является смена одного вида деятельности другим. Переключение детей после умственной работы на активный отдых с подвижными играми, способствует быстрому восстановлению работоспособности.

Коворкинг-перемены - новый формат отдыха в школе

Одним из современных нововведений в организации школьных перемен является концепция перемены в школе "риджмонт хай". Она подразумевает создание специальных коворкинг-зон, где дети в свободной обстановке могут отдыхать, общаться и заниматься интересной развивающей деятельностью.

К примеру, в одной московской школе часть рекреаций оборудована таким образом, чтобы пространство можно было трансформировать для проведения перемен:

  • На стене размещают магнитные доски для творчества
  • Ставят стеллажи с книгами и уютные диванчики для чтения
  • На полу рисуют игры, вроде "Классики", для активного движения

Такой подход позволяет детям интересно и с пользой проводить перемены, проявляя свои таланты и удовлетворяя потребности в общении.

Игры и активности для перемен

Чтобы сделать перемены по-настоящему полезными и интересными для детей, можно организовывать различные игры и активности. Вот несколько примеров:

  • Простые игры без инвентаря: "Ручеек", "Светофор", "Классики" и др. Они позволяют ребятам активно двигаться и получать удовольствие.
  • Игры с использованием дополнительных приспособлений: "Следопыт" - командная игра на специальном аттракционе "Идеальный квадрат" - игроки выстраивают заданные фигуры, держась за руки

Подвижные и интеллектуальные игры на переменах развивают детей, учат их взаимодействовать друг с другом и являются отличной альтернативой пассивному времяпрепровождению.

Влияние перемен на обучаемость и здоровье школьников

Стоит отметить, что правильная организация перемен оказывает благотворное влияние на эффективность учебного процесса и самочувствие учащихся. Доказано, что регулярные перерывы в занятиях:

  • Повышают внимание и работоспособность детей
  • Снижают утомляемость
  • Улучшают усвоение нового материала

Кроме того, физическая активность и игры на свежем воздухе во время перемен укрепляют здоровье школьников.

Правильная организация перемен имеет большое значение для эффективности обучения и благополучия учащихся.
Команды готовятся к баскетбольному матчу

Рекомендации по проведению перемен

Исходя из всего вышесказанного, можно дать несколько рекомендаций по оптимальной организации школьных перемен.

Для администрации школ:

  • Соблюдать установленные нормы по количеству и продолжительности перемен в расписании
  • Создавать условия для активного отдыха детей на переменах

Для классных руководителей:

  • Организовывать подвижные и интеллектуальные игры
  • Следить за соблюдением дисциплины

Для родителей:

  • Интересоваться, как проходят перемены у ребенка в школе
  • Обсуждать с детьми их предпочтения в играх и активностях
  • При необходимости обращаться к классному руководителю с предложениями по улучшению организации перемен

Для учащихся:

  • Активно участвовать в подвижных и интеллектуальных играх на переменах
  • Предлагать одноклассникам интересные идеи активностей
  • С уважением относиться к правилам поведения на переменах

Коворкинг-перемены: за и против

Новый формат организации перемен - коворкинг - имеет как сторонников, так и противников среди педагогов и родителей.

Плюсы коворкинг-перемен:

  • Разнообразие видов деятельности
  • Развитие индивидуальных интересов ребенка
  • Комфортные условия для отдыха

Минусы коворкинг-перемен:

  • Требует дополнительного оборудования помещений
  • Усложняет контроль за поведением детей
  • Не все ученики проявляют инициативу в выборе занятий

Поэтому рекомендуется внедрять элементы коворкинга постепенно, начиная, например, с организации специальных игровых зон в рекреациях.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.