Посетители аэропортов часто задаются вопросом, почему еда, напитки и другие товары в дьюти-фри стоят там значительно дороже, чем в обычных магазинах. Давайте разберемся в причинах этого явления.
Высокая арендная плата и комиссионные аэропорту
Во-первых, нужно понимать, что аэропорты сдают помещения под магазины, кафе и рестораны в аренду. При этом арендная плата намного выше, чем за аналогичную площадь в городе. К примеру, в Шереметьево она может доходить до $300 за квадратный метр. Эти расходы арендаторы закладывают в цену.
Кроме того, аэропорты берут с арендаторов комиссионные отчисления до 25% от выручки. Чем больше продаж, тем больше придется отдавать. Поэтому магазины вынуждены завышать цены.
Повышенные издержки бизнеса
Работа в условиях аэропорта сопряжена с дополнительными расходами для предпринимателей:
- Доставка товаров и продуктов, прохождение досмотра;
- Аренда складских помещений;
- Затраты на безопасность и страхование;
- Высокий уровень текучести персонала.
Все это в конечном счете приводит к удорожанию конечной продукции для покупателя.
Ограниченная конкуренция
В аэропорту нет такого выбора магазинов и кафе, как на городских улицах. Люди вынуждены брать еду и напитки там, где есть, по тем ценам, которые установила торговая точка:
После паспортного контроля пассажиры попадают в стерильную зону аэровокзала, откуда уже нельзя выйти на улицу. Это своего рода "островок", где приходится покупать все необходимое по существующим завышенным ценам.
Такая ситуация позволяет владельцам магазинов диктовать свои правила.
Готовность платить со стороны клиентов
Парадоксально, но многие покупатели готовы переплачивать за еду и товары в аэропорту. Причины этого:
- Желание скоротать время перед вылетом;
- Возможность снять стресс в ожидании рейса;
- Опасение остаться без еды или воды в самолете.
Товар | Цена в аэропорту | Цена в городе |
Бутерброд с сыром | 250 руб. | 120 руб. |
Шоколадный батончик | 120 руб. | 60 руб. |
Бутылка воды 0.5 л | 150 руб. | 60 руб. |
Из приблизительной таблицы цен видно, что разница в ценах может доходить до 2-3 раз. Но люди готовы переплачивать, чтобы хоть как-то разнообразить долгое ожидание вылета в аэропорту.
Таким образом, на повышенные цены влияет целый ряд факторов: высокая арендная плата, дополнительные издержки ведения бизнеса, ограниченная конкуренция и готовность клиентов платить больше в сложившихся условиях.
Как сэкономить, находясь в аэропорту
Несмотря на высокие цены, можно найти способы сэкономить, покупая еду и напитки в аэропорту:
- Покупать товары не в дьюти-фри, а в обычных магазинах и кафе;
- Выбирать самые дешевые позиции в меню;
- Брать еду с собой из дома;
- Пить воду из кулера или фонтанчика;
- Тратиться только на самое необходимое.
Конечно, цены все равно будут завышенными, но так можно сэкономить хотя бы 30-40% от возможных расходов на еду и напитки.
Причины различия цен в залах вылета и прилета
Зачастую пассажиры отмечают, что почему в аэропорту все так дорого в залах вылета по сравнению с залами прилета. Действительно, та же бутылка воды может стоить 120 рублей при вылете и 90 рублей при прилете.
Это связано в первую очередь с тем, что люди готовы переплатить перед вылетом, чтобы хоть как-то разнообразить скучное ожидание. А по прилету уже не такое нетерпение, да и выбор больше: можно выйти в город и купить все необходимое по нормальным ценам.
Ассортимент магазинов в зонах вылета и прилета
Также стоит отметить различия в ассортименте торговых точек вылета и прилета. В залах ожидания вылета обычно больше магазинов беспошлинной торговли (дьюти-фри). А вот при прилете чаще попадаются продуктовые лавки, сувенирные магазины.
Дело в том, что люди, улетающие за границу, готовы потратить последние рубли на покупки в беспошлинке. А приехавшие туристы или командировочные уже обменяли валюту и могут себе позволить сувениры, продукты по прилету.
Категории пассажиров и их покупательская способность
На цены и ассортимент в аэропорту влияет и категория пассажиров, которые чаще всего пользуются его услугами:
- Транзитные пассажиры - как правило, экономят и покупают только самое необходимое:
- Туристы - готовы потратиться на сувениры, деликатесы;
- Бизнес-пассажиры - покупают дорогой алкоголь, сигары, парфюмерию.
Аэропорты анализируют свою пассажиропоток и отталкиваясь от этого формируют предложение магазинов и их ценовую политику.
Различия в уровне доходов жителей регионов
Еще один нюанс, влияющий на ценообразование в аэропортах, - это уровень доходов населения в том регионе, где этот аэропорт расположен. К примеру, в европейской части России люди в среднем богаче и готовы платить больше за товары и услуги. Поэтому в аэропортах Москвы или Петербурга можно встретить более высокие цены, чем, допустим, в Новосибирске или Ростове-на-Дону.
Сравнение цен в аэропортах разных стран
Рассмотрим также, почему в аэропорту все так дорого в России по сравнению с другими странами. К примеру, в европейских аэроузлах средний чек на человека от $8 до $15. У нас же пассажиры в среднем тратят около $3.
Влияние пассажиропотока на ценообразование
Число пассажиров, проходящих через аэропорт, напрямую влияет на уровень цен в магазинах и кафе. В аэроузлах с большим трафиком коммерческие площади приносят хороший доход, поэтому аэропорт может себе позволить брать с арендаторов высокую арендную плату и процент от продаж.
Например, аэропорты Москвы являются крупнейшими воздушными гаванями России по пассажиропотоку. Соответственно, они могут диктовать высокие ставки для бизнеса, работающего на их территории. А те, в свою очередь, закладывают эти расходы в ценники.
Продукты питания: особенности ценообразования
Продукты питания в аэропортах традиционно стоят дороже, чем где-либо. Причин тому несколько:
- Сложная логистика, необходимость соблюдения требований безопасности при транспортировке и хранении;
- Короткие сроки годности и невозможность отправить на реализацию непроданный товар - все это учитывается при ценообразовании;
- Продукты часто используются как "магниты" для привлечения покупателей в торговую точку.
Таким образом, производители закладывают повышенные расходы на логистику и риски в цену товаров.
Алкоголь в аэропортах: как устанавливается цена
Алкоголь всегда пользовался повышенным спросом в местах продажи товаров беспошлинной торговли. При определении цены на крепкие напитки в аэропортах учитывают:
- Уровень акцизов в конкретной стране;
- Логистические и хранение;
- Прогнозируемый объем продаж и прибыльность.
Производители стараются установить максимальную цену, по которой покупатели еще будут готовы приобрести алкоголь.
Дополнительное обслуживание как способ увеличения выручки
Аэропорты постоянно ищут новые источники дохода. Одним из таких является предложение платных дополнительных услуг пассажирам:
- Комнаты отдыха и ожидания;
- Доступ в бизнес-залы;
- Услуги носильщиков;
- Камеры хранения и т.д.
Это позволяет аэропортам получать выручку непосредственно от пассажиров и не зависеть полностью от арендной платы от магазинов и кафе, наценку которых ограничивает конкуренция.