Почему в Ростове до сих пор нет метро: причины

Почему же до сих пор в миллионном Ростове-на-Дону нет метро? Этот вопрос волнует горожан уже не одно десятилетие. В нашей статье мы подробно разберем все причины, по которым подземка в южной столице остается лишь мечтой.

1. История вопроса

Первые планы строительства метро в Ростове-на-Дону появились еще в 1960-1970-х годах. Тогда предполагалось создать наземный вид транспорта. Однако к концу 1970-х речь уже шла о полноценной подземке.

В 1987 году власти СССР на самом высоком уровне приняли решение о начале строительства Ростовского метрополитена с вводом в эксплуатацию первой очереди к концу 1990-х годов.

К сожалению, приступить к реализации этих грандиозных планов сразу не удалось. Помешала ситуация в Польше, которой СССР по политическим мотивам пообещал построить метро в Варшаве. Из-за этого стройка в Ростове была отложена на несколько лет.

А в 1989 году, в связи с начавшимися в стране экономическими трудностями, проект ростовского метрополитена и вовсе закрыли.

2. Возрождение идеи в 2000-х

К теме строительства подземки городские власти вернулись уже в новом веке. Было создано специальное учреждение – МКУ "Управление Метро Ростова" , которое занялось разработкой проекта.

В 2011 году проект прошел экспертизу в Главгосэкспертизе РФ и получил положительное заключение от 32 независимых специалистов.

На основании этого планировалось уже к 2018 году начать пуск первого участка ростовского метрополитена от Левенцовки до Орской. Однако в дальнейшем проект вновь застопорился из-за проблем с финансированием.

3. Планы легкого метро

Не отказываясь полностью от идеи подземного метро, городские власти в последние годы активно прорабатывают концепцию легкого наземного метро. Предварительная стоимость этого проекта оценивается в 50 млрд рублей.

Была подана заявка на выделение инфраструктурного кредита из федерального бюджета. Планируется построить 122 км новых путей к 2028 году. Это позволит охватить основные спальные районы Ростова и обеспечить удобные высокоскоростные перевозки пассажиров.

4. Текущее состояние проекта

Несмотря на активную проработку концепции легкого метро, окончательного решения о строительстве пока нет. Более того, в сентябре 2022 года власти Ростова отменили документацию по планировке территории для первой подземной линии метрополитена.

Из комментария мэрии: "В программе комплексного развития транспортной инфраструктуры города Ростова-на-Дону на 2021–2035 годы мероприятия по строительству метрополитена отсутствуют".

В качестве альтернативы подземке власти активно продвигают идею создания сети скоростных трамваев. Однако эксперты сходятся во мнении, что для города-миллионника этого явно недостаточно.

5. Технические трудности реализации проекта

Помимо финансовых вопросов, строительство метро в Ростове-на-Дону осложнено еще и серьезными техническими сложностями:

  • Высокий уровень грунтовых вод
  • Плотная историческая застройка центра города
  • Слабые грунты, требующие укрепления
  • Высокая стоимость инженерных решений для строительства тоннелей и станций

Эти факторы также негативно сказываются на продвижении проекта ростовской подземки.

Вид снизу на большое современное стеклянное здание, из которого люди входят и выходят. На переднем плане - вход в метро с лестницей, ведущей вниз, и видным логотипом метро. Ярко светит солнце, заставляя здание и вход в метро сиять. Многие люди спускаются

6. Мнения горожан и экспертов

Почему в Ростове нет метро - этот вопрос по-прежнему волнует общественность. Мы решили узнать мнение простых горожан и экспертов на этот счет.

Мнение горожан

"Я бы с удовольствием добиралась на работу на метро. Автобусы и маршрутки не всегда удобны"

Мнение экспертов

"К сожалению, технические и финансовые трудности пока не позволяют воплотить этот нужный городу проект в жизнь. Но есть перспективные альтернативы в виде наземных видов транспорта"

7. Возможные способы решения проблемы

Несмотря на текущие трудности, есть несколько возможных путей для все же запуска метро в Ростове-на-Дону:

  1. Привлечение частных инвесторов на условиях концессий
  2. Государственно-частное партнерство
  3. Выпуск инфраструктурных облигаций для финансирования проекта

Однако пока городские и областные власти не проявляют должной инициативы в реализации этих предложений.

8. Перспективы реализации проекта

Несмотря на текущие трудности с реализацией проекта полноценного метрополитена, у Ростова-на-Дону есть потенциал для создания современной транспортной инфраструктуры. Рассмотрим основные варианты:

Легкое наземное метро

Самый реалистичный на данный момент вариант. Позволит с минимальными затратами создать выделенные линии скоростного транспорта. Но пропускной способности может не хватить с ростом численности населения.

Классическое подземное метро

Наиболее предпочтительный, но и самый затратный вариант. Потребует колоссальных инвестиций и решения сложнейших инженерных задач. Возможно лишь при поддержке федерального центра.

Метро-мост через Дон

Инновационное решение для соединения Ростова и Батайска высокоскоростным транспортом. Могло бы стать визитной карточкой агломерации. Но потребует дополнительных обоснований целесообразности.

9. Выводы и перспективы

Итак, подведем основные итоги.

Несмотря на все попытки запустить метрополитен в Ростове-на-Дону на протяжении десятилетий, воплос пока так и не решен.

Основными препятствиями являются финансовые трудности и сложные инженерно-геологические условия в городе.

Тем не менее есть варианты решения проблемы. И в будущем у Ростова есть все шансы обзавестись современной транспортной инфраструктурой, отвечающей потребностям растущего мегаполиса.

Вид сверху на огромный современный город с небоскребами и плотной застройкой в драматическом освещении в золотой час. Город разделен широкой рекой с множеством мостов через нее. На переднем плане видна большая стройплощадка, где рабочие роют огромный тонн

10. Общественное мнение и возможные протесты

Отсутствие прогресса в вопросе метрополитена все сильнее раздражает жителей Ростова-на-Дону. Несмотря на поиск альтернативных вариантов транспортной инфраструктуры, многие горожане негативно оценивают работу городских властей.

"Десятилетиями обещают метро! А толку ноль. Просто воруют бюджетные деньги"

Растет вероятность протестных настроений и несанкционированных митингов с требованием начать строительство метрополитена.

Возможные лозунги протестов:

  • "Хотим ездить по подземке, а не по ухабам!"
  • "Метро вместо маршруток!"
  • "Пустите метро под землю!"

11. Поиск дополнительных инвесторов

Чтобы избежать роста социальной напряженности, городские власти активизировали работу по привлечению внебюджетных инвестиций в транспортную отрасль.

Рассматривается возможность создания консорциума из региональных предпринимателей и промышленных предприятий, которые профинансировали бы хотя бы начало строительства метро.

Ведутся переговоры о софинансировании проекта с федеральными структурами и крупными госкорпорациями.

Отдельная надежда возлагается на успешных уроженцев Ростовской области, чьи капиталы могли бы пойти на благо родного города.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.