Почему же до сих пор в миллионном Ростове-на-Дону нет метро? Этот вопрос волнует горожан уже не одно десятилетие. В нашей статье мы подробно разберем все причины, по которым подземка в южной столице остается лишь мечтой.
1. История вопроса
Первые планы строительства метро в Ростове-на-Дону появились еще в 1960-1970-х годах. Тогда предполагалось создать наземный вид транспорта. Однако к концу 1970-х речь уже шла о полноценной подземке.
В 1987 году власти СССР на самом высоком уровне приняли решение о начале строительства Ростовского метрополитена с вводом в эксплуатацию первой очереди к концу 1990-х годов.
К сожалению, приступить к реализации этих грандиозных планов сразу не удалось. Помешала ситуация в Польше, которой СССР по политическим мотивам пообещал построить метро в Варшаве. Из-за этого стройка в Ростове была отложена на несколько лет.
А в 1989 году, в связи с начавшимися в стране экономическими трудностями, проект ростовского метрополитена и вовсе закрыли.
2. Возрождение идеи в 2000-х
К теме строительства подземки городские власти вернулись уже в новом веке. Было создано специальное учреждение – МКУ "Управление Метро Ростова" , которое занялось разработкой проекта.
В 2011 году проект прошел экспертизу в Главгосэкспертизе РФ и получил положительное заключение от 32 независимых специалистов.
На основании этого планировалось уже к 2018 году начать пуск первого участка ростовского метрополитена от Левенцовки до Орской. Однако в дальнейшем проект вновь застопорился из-за проблем с финансированием.
3. Планы легкого метро
Не отказываясь полностью от идеи подземного метро, городские власти в последние годы активно прорабатывают концепцию легкого наземного метро. Предварительная стоимость этого проекта оценивается в 50 млрд рублей.
Была подана заявка на выделение инфраструктурного кредита из федерального бюджета. Планируется построить 122 км новых путей к 2028 году. Это позволит охватить основные спальные районы Ростова и обеспечить удобные высокоскоростные перевозки пассажиров.
4. Текущее состояние проекта
Несмотря на активную проработку концепции легкого метро, окончательного решения о строительстве пока нет. Более того, в сентябре 2022 года власти Ростова отменили документацию по планировке территории для первой подземной линии метрополитена.
Из комментария мэрии: "В программе комплексного развития транспортной инфраструктуры города Ростова-на-Дону на 2021–2035 годы мероприятия по строительству метрополитена отсутствуют".
В качестве альтернативы подземке власти активно продвигают идею создания сети скоростных трамваев. Однако эксперты сходятся во мнении, что для города-миллионника этого явно недостаточно.
5. Технические трудности реализации проекта
Помимо финансовых вопросов, строительство метро в Ростове-на-Дону осложнено еще и серьезными техническими сложностями:
- Высокий уровень грунтовых вод
- Плотная историческая застройка центра города
- Слабые грунты, требующие укрепления
- Высокая стоимость инженерных решений для строительства тоннелей и станций
Эти факторы также негативно сказываются на продвижении проекта ростовской подземки.
6. Мнения горожан и экспертов
Почему в Ростове нет метро - этот вопрос по-прежнему волнует общественность. Мы решили узнать мнение простых горожан и экспертов на этот счет.
Мнение горожан
"Я бы с удовольствием добиралась на работу на метро. Автобусы и маршрутки не всегда удобны"
Мнение экспертов
"К сожалению, технические и финансовые трудности пока не позволяют воплотить этот нужный городу проект в жизнь. Но есть перспективные альтернативы в виде наземных видов транспорта"
7. Возможные способы решения проблемы
Несмотря на текущие трудности, есть несколько возможных путей для все же запуска метро в Ростове-на-Дону:
- Привлечение частных инвесторов на условиях концессий
- Государственно-частное партнерство
- Выпуск инфраструктурных облигаций для финансирования проекта
Однако пока городские и областные власти не проявляют должной инициативы в реализации этих предложений.
8. Перспективы реализации проекта
Несмотря на текущие трудности с реализацией проекта полноценного метрополитена, у Ростова-на-Дону есть потенциал для создания современной транспортной инфраструктуры. Рассмотрим основные варианты:
Легкое наземное метро
Самый реалистичный на данный момент вариант. Позволит с минимальными затратами создать выделенные линии скоростного транспорта. Но пропускной способности может не хватить с ростом численности населения.
Классическое подземное метро
Наиболее предпочтительный, но и самый затратный вариант. Потребует колоссальных инвестиций и решения сложнейших инженерных задач. Возможно лишь при поддержке федерального центра.
Метро-мост через Дон
Инновационное решение для соединения Ростова и Батайска высокоскоростным транспортом. Могло бы стать визитной карточкой агломерации. Но потребует дополнительных обоснований целесообразности.
9. Выводы и перспективы
Итак, подведем основные итоги.
Несмотря на все попытки запустить метрополитен в Ростове-на-Дону на протяжении десятилетий, воплос пока так и не решен.
Основными препятствиями являются финансовые трудности и сложные инженерно-геологические условия в городе.
Тем не менее есть варианты решения проблемы. И в будущем у Ростова есть все шансы обзавестись современной транспортной инфраструктурой, отвечающей потребностям растущего мегаполиса.
10. Общественное мнение и возможные протесты
Отсутствие прогресса в вопросе метрополитена все сильнее раздражает жителей Ростова-на-Дону. Несмотря на поиск альтернативных вариантов транспортной инфраструктуры, многие горожане негативно оценивают работу городских властей.
"Десятилетиями обещают метро! А толку ноль. Просто воруют бюджетные деньги"
Растет вероятность протестных настроений и несанкционированных митингов с требованием начать строительство метрополитена.
Возможные лозунги протестов:
- "Хотим ездить по подземке, а не по ухабам!"
- "Метро вместо маршруток!"
- "Пустите метро под землю!"
11. Поиск дополнительных инвесторов
Чтобы избежать роста социальной напряженности, городские власти активизировали работу по привлечению внебюджетных инвестиций в транспортную отрасль.
Рассматривается возможность создания консорциума из региональных предпринимателей и промышленных предприятий, которые профинансировали бы хотя бы начало строительства метро.
Ведутся переговоры о софинансировании проекта с федеральными структурами и крупными госкорпорациями.
Отдельная надежда возлагается на успешных уроженцев Ростовской области, чьи капиталы могли бы пойти на благо родного города.