Анализ внеклассных воспитательных мероприятий в школе - неотъемлемая часть работы классного руководителя и администрации. Ведь именно так можно понять, насколько эффективно прошло то или иное занятие, были ли достигнуты поставленные цели. Давайте разберем на примере, как проводится детальный анализ классного часа - от выбора темы и формата до финальных выводов.
Целеполагание при подготовке классного часа
Первым этапом в подготовке любого внеклассного мероприятия является правильная постановка его целей и задач. Цели должны быть конкретными, достижимыми и измеримыми. Например, при проведении классного часа на тему "Здоровый образ жизни" разумными целями могут быть:
- сформировать у обучающихся представление о правильном питании и режиме дня;
- привить школьникам практические навыки утренней зарядки и гигиены;
- выработать у детей мотивацию к регулярным занятиям спортом.
Цели классного часа должны соответствовать общему плану воспитательной работы в классе и школе. Например, если в текущем году запланировано усилено внимание к теме здорового образа жизни, то проведение подобного мероприятия будет вполне логичным и оправданным.
Выбор темы, формы и содержания классного часа
Пример анализа классного часа
в приложенном файле показывает, что выбранная тема была актуальна и интересна для детей. Оптимальными критериями при выборе темы классного часа являются:
- Важность темы для личностного развития и социализации обучающихся;
- Соответствие возрастным и психологическим особенностям класса;
- Злободневность, связь с текущими событиями и праздниками;
- Оригинальность подхода, возможность удивить и заинтересовать детей.
Что касается выбора оптимальной формы проведения классного часа
, то тут вариантов тоже немало. Это может быть дискуссия по заранее обозначенной проблеме, конкурс со сценическими выступлениями команд, познавательная экскурсия, тренинг с элементами арт-терапии и многое другое.
Важно, чтобы выбранный формат максимально способствовал достижению цели классного часа и был адекватен возрастным особенностям детей. Так, тимбилдинг в форме сюжетно-ролевой игры уместен в младших классах, а диспут на острую социальную тему лучше проводить со старшеклассниками.
Подготовка необходимого оборудования и оформления
Не менее важный аспект при анализе классного часа, на который обращают внимание, - это качество технического оснащения и оформления мероприятия. Сейчас активно применяют самые разные цифровые средства обучения:
Интерактивная доска или панель | Для демонстрации презентаций, видеороликов, онлайн-викторин |
Мультимедийный проектор | Вывод изображения с экрана компьютера или ноутбука на большой экран |
Колонки | Качественное озвучивание видеофайлов или музыкального сопровождения |
Также могут использоваться и традиционные наглядные методы обучения: стенды с иллюстративным материалом, плакаты, раздаточные информационные листовки.
Важный момент - оформление пространства класса должно полностью соответствовать тематике классного часа, настраивать учащихся на нужный лад.
Методы активации и вовлечения обучающихся
Анализ проведения классного часа
в приложенном файле указывает на использование различных форм работы для активного включения всех детей в общую деятельность. Это могут быть как коллективные конкурсы и обсуждения всем классом, так и работа в малых группах или даже индивидуальные задания для каждого ребенка.
Важно задействовать как можно больше активных методов вовлечения школьников. Вот некоторые из них:
- мозговой штурм;
- драматизация и ролевые игры;
- голосование, рейтинговая оценка;
- составление интеллект-карт;
- поиск сокровищ или квест.
Такие приемы помогут создать непринужденную творческую атмосферу, повысить заинтересованность ребят в обсуждаемой теме. И как результат - обеспечить высокую результативность классного часа.
Анализ деятельности учителя во время классного часа
Важный аспект при анализе открытого классного часа
- оценка такта и компетентности самого педагога как организатора мероприятия. Учитель должен проявлять уважение к мнению каждого ребенка, давать конструктивную обратную связь.
Также от учителя требуется умение направлять ход дискуссии так, чтобы вовлечь в обсуждение максимальное число детей. При этом педагогу важно сохранять объективность, не допускать пристрастности в оценках выступлений школьников.
Оценка активности и результатов участия обучающихся
Еще один ключевой параметр при анализе воспитательного мероприятия классного часа
- это степень вовлеченности и активности самих детей на протяжении всего занятия.
Здесь важно оценить как количественные показатели (сколько учеников выступило, сколько задавали вопросов и т.д.), так и качественные характеристики - насколько дети были увлечены, какова была общая атмосфера в классе.
Анализ результатов обратной связи от учеников
Хорошим дополнением к примеру анализа классного часа
может стать обобщение обратной связи, полученной от самих школьников. Это поможет глубже понять, насколько интересным и полезным детям показалось мероприятие.
Для этого по окончании классного часа им можно раздать небольшие анонимные анкеты с вопросами, предложить написать мини-сочинение с впечатлениями или устроить круг рефлексии.
SWOT-анализ сильных и слабых сторон классного часа
Еще один полезный инструмент, который с успехом можно применить в схеме анализа классного часа образец
- это SWOT-анализ сильных и слабых сторон мероприятия.
Здесь рассматриваются:
- Сильные стороны - удачный выбор темы, активность детей, качество оформления;
- Слабые стороны - недостаточное количество времени, плохая слышимость и т.д.;
- Возможности для улучшения в будущем;
- Риски, которые стоит учесть.
Такой разбор примера
классного часа по разным параметрам дает представление об общей результативности и помогает скорректировать дальнейшую работу.