Антифриз, циркулирующий в системе охлаждения автомобиля, играет важнейшую роль в обеспечении нормальной работы двигателя. От того, насколько эффективно работает эта система, зависит температурный режим двигателя и его ресурс.
Однако иногда водители сталкиваются с таким явлением, как кипение антифриза. Это может происходить как при движении автомобиля, так и на остановленном авто. И в первом и во втором случае, это сигнал о наличии серьезных неполадок в системе охлаждения. Разобраться в причинах этого явления крайне важно. Ведь последствия перегрева двигателя могут быть весьма плачевными и повлечь за собой дорогостоящий ремонт.
Кратко о системе охлаждения автомобиля
Чтобы понять, почему кипит антифриз, необходимо сначала разобраться, как устроена и работает система охлаждения в автомобиле.
Система охлаждения предназначена для отвода избыточного тепла от двигателя и поддержания оптимального температурного режима его работы.
Основные компоненты этой системы:
- Двигатель — источник тепла, которое нужно отводить
- Радиатор — теплообменник, через который происходит охлаждение жидкости за счет обдува воздухом
- Термостат — регулирует циркуляцию охлаждающей жидкости в зависимости от температуры двигателя
- Насос — обеспечивает циркуляцию жидкости по контуру системы
- Расширительный бачок — компенсирует изменение объема жидкости при нагреве и охлаждении
- Охлаждающая жидкость (антифриз) — теплоноситель, циркулирующий в контуре и отводящий тепло от двигателя
Работает система следующим образом:
- При запуске холодного двигателя термостат перекрывает доступ жидкости к радиатору. Антифриз циркулирует только по малому кругу системы, быстрее прогревая двигатель до рабочей температуры.
- По мере прогрева двигателя термостат начинает открываться, пропуская часть жидкости через радиатор на охлаждение. При этом другая часть жидкости продолжает циркулировать по малому кругу, поддерживая оптимальный температурный режим работы двигателя.
- При достижении температуры около 90°C термостат открывается полностью. Вся жидкость начинает активно циркулировать через радиатор, обеспечивая интенсивное охлаждение.
Таким образом происходит регулирование температуры двигателя. А расширительный бачок компенсирует изменения объема жидкости, вызванные нагревом и охлаждением. Он также выполняет роль резервуара для долива жидкости.
Нормальное функционирование системы
Чтобы отличить нормальную работу системы охлаждения от неисправностей, водителю важно знать, как должна функционировать эта система.
Почему кипит антифриз в расширительном бачке при нормальной работе системы охлаждения? Дело в том, что по мере нагрева двигателя жидкость расширяется и частично вытесняется в расширительный бачок. Это может создавать эффект бурления, кипения жидкости. На самом деле, это нормальный процесс работы системы.
Оптимальной температурой для большинства бензиновых двигателей является 90-105°С. Дизельные двигатели работают при 80-95°С. Контролировать температуру можно по указателю на приборной панели.
При прогреве двигателя жидкость циркулирует по малому и большому кругам системы охлаждения в зависимости от положения термостата. Часть нагретой жидкости вытесняется в расширительный бачок. Это нормальный процесс.
Бурление и небольшое кипение в бачке на прогретом двигателе допустимо и не опасно.
Однако любые отклонения в работе системы, сопровождающиеся перегревом двигателя, чрезмерным кипением, потерей жидкости являются неисправностью и требуют внимания.
Рассмотрим наиболее распространенные причины нарушений в системе охлаждения, вызывающие кипение антифриза.
Перегрев двигателя из-за нарушений в системе
Одной из основных причин резкого кипения антифриза является перегрев двигателя. Это происходит, когда система охлаждения не справляется с отводом избыточного тепла от мотора.
Признаки перегрева двигателя:
- Резкий подъем температуры выше 110°С по указателю на приборной панели
- Резкое кипение и бурление антифриза в расширительном бачке
- Падение мощности и динамики автомобиля
- Появление пара из-под капота
Почему кипит антифриз при перегреве? При резком превышении рабочей температуры жидкость в системе начинает бурно кипеть, стремясь рассеять избыточное тепло, что и проявляется кипением в расширительном бачке.
Возможные причины перегрева двигателя:
- Неисправность термостата, из-за чего нарушается циркуляция жидкости между мотором и радиатором
- Засорение каналов радиатора, снижающее эффективность его работы
- Нарушение герметичности системы, приводящее к потере охлаждающей жидкости
- Неисправность датчика или вентилятора системы охлаждения
- Использование некачественного антифриза с низкой температурой кипения
Последствия перегрева
Почему так опасен перегрев двигателя и сильное кипение охлаждающей жидкости? При превышении 120°С резино-металлические уплотнения в моторе начинают разрушаться. Алюминиевые детали сильно расширяются и «прилипают» к стальным поверхностям. В результате двигатель может заклинить и выйти из строя.
Другие последствия:
- Деформация алюминиевых поршней и гильз цилиндров → замена поршневой группы
- Разрушение или трещины в головке блока цилиндров → ремонт или замена блока
- Оплавление прокладки головки блока цилиндров → серьезная течь охлаждающей жидкости
Из всего сказанного становится понятно, почему кипит антифриз – это серьезный сигнал о неисправностях, требующий немедленного реагирования от водителя.
Закипание антифриза при исправной системе охлаждения
В некоторых случаях бурное кипение антифриза может наблюдаться и на холодном двигателе, при этом система охлаждения полностью исправна. Почему кипит?
Бурление на холодном двигателе
Иногда бурное кипение антифриза может наблюдаться сразу после запуска холодного двигателя или в течение нескольких минут после его выключения. При этом показания датчика температуры остаются в пределах нормы. Такая ситуация может возникнуть по нескольким причинам:
- Неисправность клапана в крышке расширительного бачка или радиатора, что приводит к сбросу горячей жидкости в бачок;
- Микротрещины в пластиковом корпусе расширительного бачка, через которые просачивается горячий пар;
- Ослабление хомута на шланге, соединяющем радиатор и бачок.
Оценка опасности ситуации
Насколько критична ситуация с бурлением на холодном двигателе? Все зависит от конкретной причины.
Например, трещины в корпусе бачка - серьезная опасность, так как может последовать разрушение емкости и сильная утечка жидкости. В этом случае нужно срочно менять бачок.
А вот неплотности по прокладкам шлангов или неисправность клапанов - менее критичны, но тоже требуют внимания, чтобы избежать потерь охлаждающей жидкости.
Диагностика по сопутствующим признакам
Чтобы точно определить причину бурления на холодном двигателе, нужно обратить внимание на следующие моменты:
- Есть ли признаки течи жидкости снаружи бачка или под автомобилем;
- Наблюдается ли пар из-под крышки бачка;
- Меняется ли интенсивность бурления при давлении/отпускании крышки расширительного бачка;
- Остается ли визуально постоянным уровень жидкости в бачке.
Анализируя эти параметры, можно сделать предварительный вывод о возможной неисправности, а затем провести дополнительную диагностику системы охлаждения.
Самые распространенные причины кипения антифриза
Итак, какие же причины наиболее часто приводят к кипению охлаждающей жидкости в системе?
Неисправности термостата
Одной из наиболее распространенных причин кипения антифриза являются проблемы с термостатом. Этот узел регулирует циркуляцию жидкости в системе охлаждения. Неисправности приводят к нарушению нормальной работы всей системы.
Возможные неисправности термостата:
- Заклинивание термостата в закрытом или частично открытом состоянии
- Утечки жидкости через прокладку корпуса термостата
- Поломка приводного термоэлемента
Все эти неисправности могут стать причиной перегрева двигателя и интенсивного кипения антифриза.
Проблемы с водяным насосом
Водяной насос обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по контуру системы охлаждения. Его поломка приводит к застою жидкости во время работы двигателя и перегреву.
Типичные неисправности насоса:
- Разрушение подшипников и заклинивание вала насоса
- Износ или поломка крыльчатки насоса
- Нарушение герметичности по сальникам насоса
Загрязнение радиатора
Постепенное загрязнение сотового массива радиатора приводит к снижению его эффективности в качестве теплообменника. Это также грозит перегревом двигателя и кипением жидкости.