Санкт-Петербург, основанный Петром I в 1703 году, изначально задумывался как "окно в Европу" - город-порт на Балтике. Исторически город пересекают многочисленные реки, каналы и протоки. Чтобы обеспечить судоходство по этим водным артериям, в Санкт-Петербурге сооружено большое количество разводных мостов.
Указ Петра I о строительстве разводных мостов
Еще при основании Санкт-Петербурга Петр I издал указ, согласно которому на реках и каналах запрещалось строить постоянные мосты. Это делалось для развития водного транспорта в новой столице.
Изначально вместо постоянных мостов строились лишь временные плашкоутные (наплавные) мосты, которые можно было разводить для пропуска судов.
Только в середине XIX века стали возводить разводные мосты современного типа с подъемными пролетами. Первым таким мостом стал чугунный Благовещенский мост, открытый в 1850 году.
Современные разводные мосты Санкт-Петербурга
В настоящее время в Санкт-Петербурге насчитывается 18 разводных мостов, из которых регулярно разводят 12. Рассмотрим основные современные разводные мосты:
- Дворцовый мост
- Благовещенский мост
- Литейный мост
- Троицкий мост
- Биржевой мост
Каждый мост имеет свои конструктивные особенности. Например, Биржевой мост обладает уникальной откатно-раскрывающейся системой разводки.
Причины разведения мостов
Почему разводят в Питере мосты? Можно выделить несколько основных причин:
- Обеспечение судоходства
- Туристическая привлекательность
- Традиция
Рассмотрим эти причины подробнее.
Обеспечение судоходства
Основная причина, почему разводят мосты в Санкт-Петербурге, - это обеспечение судоходства по Неве и другим рекам города. Разводка мостов необходима для пропуска высоких крупнотоннажных судов из Балтики вверх по течению и обратно.
Мосты разводятся в период навигации, с апреля по ноябрь, обычно по ночам, чтобы не создавать помех для наземного транспорта.
Так реализуется одна из исторических функций Санкт-Петербурга как города-порта и «морских ворот России».
Туристическая привлекательность
Еще одна важная причина регулярной разводки питерских мостов - туристическая привлекательность этого зрелищного действа. Мосты разводят не только по необходимости, но и в определенное время для туристов.
Многие туристы специально приезжают в Санкт-Петербург, чтобы увидеть разведение мостов - один из символов города.
Это красивое зрелище ежегодно привлекает миллионы гостей Северной столицы.
Традиция
Разводка мостов через Неву и другие реки Санкт-Петербурга - это уже устоявшаяся традиция, которая берет начало с момента основания города.
Согласно заветам Петра I, мосты в Санкт-Петербурге изначально строились разводными, чтобы не мешать судоходству. Эта историческая традиция сохраняется и в наши дни.
Количество разводных мостов | 18 |
Регулярно разводятся | 12 |
Период разводки | Апрель - ноябрь |
Время разводки | Обычно ночью |
Таким образом, регулярная разводка мостов - неотъемлемая часть исторического облика Санкт-Петербурга.
Расписание разводки разводных мостов
Разводка мостов в Санкт-Петербурге происходит строго по расписанию. Каждый мост имеет свое время разведения и наведения.
Например, почему разводят в Питере мосты через Большую Неву: обычно дважды за ночь: с 1 до 3 часов ночи и с 4 до 5 утра. Это связано с интенсивностью судоходства.
Информация о текущем состоянии мостов и расписании разводок доступна на сайте городской мостовой службы и в мобильных приложениях.
Особенности разводки разных мостов
Несмотря на общее расписание, у каждого разводного моста в Питере есть свои особенности процесса разводки.
- Разводка Дворцового моста занимает около 3 минут.
- Гренадерский мост разводится в три этапа.
- Разводной пролет Биржевого моста сначала откатывается на 15 см перед раскрытием.
Эти конструктивные особенности обусловлены расположением, размерами и историей мостов.
Системы разведения разводных мостов
Почему так важно знать особенности разводки каждого моста в Питере? Дело в том, что от этого зависит надежность и безопасность мостов.
Большинство разводных мостов Санкт-Петербурга оснащены современными гидравлическими системами разводки. Однако Сампсониевский мост до сих пор разводится электромеханическим способом.
На некоторых старинных мостах, включая Дворцовый и Сампсониевский, сохранилась возможность ручной разводки на случай отказа основных систем.
Случаи отмены разводки мостов
Хотя в целом разводка питерских мостов происходит строго по графику, бывают ситуации, когда она отменяется или мосты закрываются раньше положенного времени.
- Неблагоприятные погодные условия
- Технические неисправности
- Государственные праздники
- Прохождение последнего запланированного судна
Например, во время наводнения или густого тумана разводку мостов приостанавливают по соображениям безопасности.
Ремонт и обслуживание разводных мостов
Для поддержания исправного состояния уникальных разводных мостов Северной столицы проводятся регулярные профилактические работы и модернизация.
Так в зимний период инженеры проверяют и обслуживают механизмы, узлы и системы мостов, чтобы обеспечить безопасную навигацию.
Благодаря постоянному уходу исторические разводные мосты Питера продолжают безупречно функционировать уже более 100 лет.