Как подключить ходовые огни к автомобилю: 5 советов по их установке и подключению

Ходовые огни — не просто дань моде, а важное средство безопасности на дороге. Узнайте, как правильно установить и подключить их самостоятельно, чтобы ездить спокойно и уверенно.

Зачем нужны ходовые огни на автомобиле

По статистике, каждое четвертое ДТП с участием легкового автомобиля происходит из-за плохой видимости в светлое время суток. Отсутствие четкого обозначения машины спереди не позволяет заблаговременно оценить скорость и направление ее движения.

Согласно пункту 19.1 ПДД, в светлое время суток на движущемся транспортном средстве должны быть включены фары ближнего света, противотуманные фары или дневные ходовые огни.

Установка ДХО решает сразу несколько задач:

  • Повышает заметность автомобиля на дороге
  • Снижает вероятность столкновения со встречным транспортом
  • Экономит ресурс фар ближнего света и аккумулятора
  • Помогает соответствовать требованиям ПДД

Штраф за отсутствие включенных в дневное время габаритных огней или ДХО составляет 500 рублей (ст. 19.1 ч.2 КоАП).

Требования к установке ходовых огней

Согласно п.6 ГОСТ Р 41.48-2004 дневные ходовые огни разрешается устанавливать только спереди автомобиля. Их высота от поверхности земли должна быть не менее 250 мм и не более 1500 мм. Кроме этого стандарт регламентирует:

  • Минимальную освещаемую площадь в 25 см2
  • Допустимые цвета света: белый или желтый
  • Силу света от 400 до 800 кд

Также существуют ограничения на максимальную яркость ДХО, чтобы они не ослепляли водителей встречного транспорта.

Виды ходовых огней для автомобилей

По типу источника света дневные ходовые огни делят на два класса:

  1. Светодиодные ДХО
  2. Ламповые ДХО

Светодиодные модели выигрывают по всем параметрам, кроме цены. Они имеют высочайший ресурс работы (до 50 000 часов), низкое энергопотребление, небольшие габариты и стабильно высокую светоотдачу.

Тип ДХО Светодиодные Ламповые
Ресурс, часов 50 000 1 000
Яркость свечения Высокая Нестабильная

Галогенные лампы в ходовых огнях уступают по всем показателям, кроме стоимости. Но их ресурс ниже, а яркость сильно зависит от стабильности напряжения в бортсети.

Перед покупкой ДХО следует определиться с габаритами, яркостью, напряжением, диапазоном рабочих температур и степенью защиты, чтобы они подошли вашему автомобилю.

Как подключить ходовые огни

Существует несколько распространенных способов подключения дневных ходовых огней, отличающихся по сложности монтажа, надежности и стоимости.

Прямое подключение к аккумулятору

Это самый простой способ, при котором провода ДХО напрямую соединяют с плюсом и минусом аккумулятора. Но огни при этом будут постоянно включены, пока заведен двигатель. Это небезопасно и запрещено ПДД.

Через цепь питания габаритных фонарей

Более правильный вариант - подключение через лампы габаритных огней. Пока те выключены, на их плюсовом проводе есть минус. Этот минус и используется для подключения ДХО.

Когда водитель включает габариты или фары ближнего света, напряжение на лампах становится плюсовым, ДХО гаснут, перестав дублировать другие огни. Таким образом выполняются требования ПДД.

Однако этот способ имеет существенные недостатки:

  • Не работает со светодиодными габаритами
  • Небезопасен с мощными светодиодными ДХО
  • Требует установки дополнительного предохранителя

С использованием дополнительных реле

Более надежный, универсальный и правильный способ подключения дневных ходовых огней - через автомобильное реле. Это позволяет разделить цепи ДХО и габаритных огней для безопасной работы.

Реле бывают на 4 и 5 контактов. Пятиконтактное лучше, так как позволяет полностью развязать цепи ДХО и габариток по минусу. Благодаря реле можно реализовать автоматическое отключение ходовых огней при включении ближнего света фар.

Плата электронного блока управления с мерцающим чипом

Подключение через блок управления огнями

Еще один удобный способ - подключение через специальный блок управления ДХО. Такие блоки выпускаются промышленно, есть российские и импортные модели.

В отличие от дополнительных реле, такой блок интегрирует в себе сразу несколько полезных функций:

  • Защиту от перегрузок и короткого замыкания
  • Стабилизацию напряжения на светодиодах
  • Удобство монтажа и настройки

Главный недостаток блоков управления ДХО - их высокая стоимость по сравнению с другими вариантами.

Сравнение разных способов подключения

Для наглядности достоинства и недостатки рассмотренных способов подключения дневных ходовых огней сведены в сравнительную таблицу:

Способ подключения ДХО Плюсы Минусы
Напрямую к аккумулятору Простота Небезопасность, неправильная работа
Через габаритные огни Простота Ограничения по типам ламп
С дополнительным реле Надежность, универсальность Больше проводки
Через блок управления Функциональность, защита Высокая стоимость

Подключение через 4- и 5-контактные реле

Рассмотрим более подробно варианты подключения дневных ходовых огней через автомобильные реле. Как уже отмечалось, используются реле на 4 и 5 контактов. Пятиконтактное предпочтительнее, но и с четырехконтактным можно реализовать рабочую схему.

Салон автомобиля с включенными дневными ходовыми огнями

Схема подключения через 4-контактное реле

Для срабатывания катушки реле используют датчик давления масла, генератор или лампу сигнализатора. При запуске двигателя реле срабатывает и подает питание на дневные ходовые огни через замкнутые рабочие контакты.

Недостаток такой схемы - невозможность использования со светодиодными габаритами.

Схема подключения через 5-контактное реле

Здесь контакты реле распределяются так, чтобы разделить цепи управления ДХО и габаритных огней. Это позволяет запитывать их независимо и избежать конфликтов.

Благодаря дополнительному контакту такое реле универсально и полностью соответствует ПДД.

Автоматизация управления огнями

С помощью реле можно реализовать автоматическое переключение режимов работы наружного освещения в зависимости от условий.

Например, с наступлением темноты включать габаритные огни, а днем при запуске двигателя - дневные ходовые. Или отключать ДХО при включении ближнего света фар.

Подбор необходимого реле

Чтобы правильно подключить ходовые огни через реле, нужно выбрать модель с соответствующими характеристиками. Важны максимальный ток контактов, сечение подключаемых проводов, диапазон напряжения катушки.

Для расчета оптимальных параметров реле используют простые формулы.

Использование готовых блоков управления ДХО

Удобной альтернативой дополнительным реле являются специализированные блоки управления для дневных ходовых огней. Такие блоки выполняют следующие функции:

  • Автоматическое включение ДХО при запуске двигателя
  • Выключение ДХО при включении габаритов или ближнего света
  • Защита от перегрузок и коротких замыканий
  • Стабилизация напряжения на светодиодах

Существуют готовые промышленные блоки управления ДХО от известных производителей:

  • Российский блок DayLight+
  • Немецкие блоки от Philips и Osram
  • Китайские недорогие блоки с AliExpress

Подключение ДХО к блоку управления

Подсоединение ходовых огней к готовому блоку управления максимально упрощено и сводится к следующим действиям:

  1. Подключить выход блока к дневным ходовым огням
  2. Подключить вход блока к замку зажигания +12В
  3. Заземлить отрицательный вывод блока на кузов

Большинство блоков управления являются "универсальными" и не требуют дополнительной настройки параметров.

Сборка блока управления своими руками

Принцип работы готовых блоков ДХО можно реализовать и самостоятельно, используя:

  • Микросхему таймера NE555
  • Стабилизатор напряжения
  • Реле
  • Другие радиодетали

Такая самодельная схема позволит сэкономить на покупке блока управления. Но ее настройка и отладка потребуют определенных знаний и навыков.

Пусконаладочные работы после монтажа

После того, как дневные ходовые огни установлены и подключены, необходимо выполнить ряд пусконаладочных работ для проверки и доводки системы.

Проверка контактных соединений

В первую очередь следует убедиться, что все контактные соединения выполнены качественно и надежно. Проверить прочность припоя, надежность крепления разъемов, отсутствие обрывов.

Диагностика и устранение неполадок

Если при включении зажигания дневные ходовые огни не загораются, необходимо проверить:

  • Наличие напряжения питания
  • Исправность предохранителей
  • Работу реле или блока управления
  • Целостность заземления

Регулировка направления света

Для максимальной эффективности и видимости ДХО нужно отрегулировать направление их светового луча. Угол может регулироваться в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Проверка яркости и освещенности

В завершение наладки с помощью специальных приборов измеряют яркость и равномерность освещения от ДХО согласно нормам СНиП. При необходимости регулируют силу тока в цепи питания светодиодов.

Оформление документов после установки ДХО

Согласно правилам, установка дополнительных опций на автомобиль, в том числе дневных ходовых огней, должна сопровождаться внесением соответствующей записи в паспорт транспортного средства (ПТС).

Необходимые документы

Для внесения записи о ДХО в ПТС автовладельцу потребуются следующие документы:

  • Заявление о внесении изменений
  • Паспорт транспортного средства
  • Документы, подтверждающие установку ДХО
  • Действующая диагностическая карта

Сроки и этапы оформления

Процедура внесения изменений в ПТС в среднем занимает от 2 до 5 дней. Она включает следующие этапы:

  1. Подача пакета документов
  2. Проверка документов и данных
  3. Внесение записи о ДХО в базу данных
  4. Выдача ПТС с внесенными изменениями

Особенности электронного ПТС

Для автомобилей, оформленных в электронном виде, процедура упрощается. Информация об установке ДХО вносится в базу данных электронного ПТС дистанционно, без личного визита.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.