Принципы развивающего обучения: путь к новым горизонтам

Образование - это ключ к успеху в современном мире. Но как сделать процесс обучения по-настоящему эффективным и развивающим? Давайте разберем основные принципы развивающего обучения, которые помогут раскрыть потенциал каждого ученика.

История развивающего обучения

Теория развивающего обучения имеет давнюю историю. Еще в XIX веке такие известные педагоги, как Песталоцци, Дистервег, Ушинский, говорили о важности развития способностей и мышления учащихся в процессе обучения.

Хорошее обучение - это обучение, которое забегает вперед развития и ведет его за собой. Л.С. Выготский

В 1930-х годах выдающийся советский психолог Лев Семенович Выготский сформулировал подход, согласно которому обучение должно не только давать ребенку готовые знания, но и стимулировать развитие его мышления и способностей. Центральной идеей его теории стал активно-деятельностный подход.

В отличие от привычного объяснительно-иллюстративного метода, когда учитель просто излагает материал, а дети пассивно его воспринимают, активно-деятельностное обучение подразумевает вовлечение учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность. Такой подход направлен на развитие мышления и творческих способностей ребенка с учетом его возрастных особенностей.

В дальнейшем идеи Выготского получили развитие в трудах его последователей - Леонтьева, Гальперина, Занкова, Давыдова, Эльконина и многих других выдающихся психологов и педагогов.

Цели и задачи развивающего обучения

Основными целями развивающего обучения являются:

  • Развитие способностей и потенциала каждого ребенка
  • Формирование активного, самостоятельного мышления
  • Подготовка к решению различных жизненных задач
  • Воспитание творческой, многогранной личности

Для достижения этих целей решаются следующие задачи:

  1. Активизация познавательных интересов и познавательной деятельности учащихся
  2. Формирование навыков анализа, синтеза, сравнения при работе с информацией
  3. Стимулирование исследовательской и проектной деятельности
  4. Развитие рефлексивных умений - оценки и самооценки результатов обучения

Ключевые принципы развивающего обучения

Рассмотрим более подробно основополагающие принципы технологии развивающего образования.

Студенты идут по территории университета

Принцип творческого характера развития

Этот важнейший принцип означает, что развитие ребенка должно носить творческий, а не репродуктивный характер. Вместо того чтобы просто передавать ученикам готовые образцы и способы действий, развивающее обучение призвано стимулировать их собственное творчество, формирование своего субъективно нового опыта и знаний.

Творческая активность является мощным стимулом развития личности ребенка, позволяет ему в полной мере раскрыть и реализовать свой потенциал.

Принцип совместной деятельности и общения

Согласно этому принципу, обучение должно быть основано на активном взаимодействии и сотрудничестве учителя и учеников. С одной стороны, педагог выступает в роли организатора и координатора этого взаимодействия. С другой стороны, он становится равноправным партнером детей в совместном поиске знаний, их анализе и применении.

Такое педагогическое общение и сотворчество обеспечивает необходимый для развития ребенка индивидуальный подход. Кроме того, в процессе коллективной деятельности и дискуссий формируются важнейшие коммуникативные навыки.

Принцип ведущей деятельности

Этот принцип учитывает, что в каждом возрасте у ребенка есть своя ведущая, наиболее значимая для его развития деятельность:

  • Дошкольный возраст - игровая деятельность
  • Младший школьный возраст - учебная деятельность
  • Подростковый возраст - общение и взаимодействие со сверстниками
  • Старший школьный возраст - учебно-профессиональная и проектная деятельность

Поэтому обучение должно опираться на ведущий для данного возраста вид активности ребенка, что будет максимально эффективно для его развития.

Кроме того, на разных возрастных этапах в приоритете будут разные формы и методы развивающего обучения.

Например, в начальной школе это скорее игровые методики, а в старших классах - исследовательские и проектные работы.

Принцип амплификации детского развития

Данный принцип означает расширение образовательного пространства и видов деятельности для более полной реализации способностей и интересов каждого ребенка.

В рамках развивающего обучения ученикам предоставляется широкий выбор заданий и проектов, чтобы каждый нашел то, что ему действительно интересно и что позволит в полной мере раскрыть его индивидуальность.

Амплификация - это условие свободного развития, поиска и нахождения школьником себя в материале, в той или иной форме деятельности или общения. Л.С. Выготский

Принцип единства аффекта и интеллекта

Этот важнейший принцип развивающего обучения подчеркивает неразрывное единство эмоциональной и рациональной сферы в процессе усвоения знаний и развития личности ребенка.

Учебный процесс должен включать в себя яркие, запоминающиеся события и впечатления, пробуждающие интерес, воображение и эмоциональный отклик учащихся.

Такой подход позволяет развивать не только интеллект ребенка, но и его эмоциональный интеллект - понимание собственных чувств и эмоций других людей.

Принцип сочетания репродуктивных и проблемных методов обучения

Эффективное развивающее обучение должно гармонично сочетать:

  1. Репродуктивные методы - усвоение и закрепление базовых знаний, умений и навыков
  2. Проблемные (поисковые) методы - самостоятельный поиск и открытие новых знаний, решение нестандартных задач

Только при таком сбалансированном подходе возможно успешное усвоение учебного материала и развитие способностей учащихся.

Девушка работает за компьютером

Принцип опоры на субъективный опыт ребенка

Этот принцип означает, что новый учебный материал и способы деятельности должны опираться на имеющийся у ребенка жизненный опыт, знания и представления.

Построение обучения с учетом индивидуального субъективного опыта каждого ученика обеспечивает лучшее понимание и усвоение новой информации, ее личностный смысл.

Методы развивающего обучения

Для реализации описанных выше принципов в развивающем обучении используется целый комплекс современных образовательных методов и технологий:

  • Проблемное обучение
  • Проектная деятельность
  • Исследовательские методы
  • Творческие мастерские
  • Дискуссии и дебаты
  • Case-study (анализ конкретных случаев)
  • Игровые методики
  • Информационно-коммуникационные технологии

Все эти методы объединяет активное вовлечение учащихся в учебный процесс, развитие их самостоятельности и творческого мышления.

Преимущества развивающего обучения

К достоинствам технологии развивающего обучения можно отнести:

  • Развитие творческого потенциала и креативности
  • Формирование актуальных компетенций и навыков XXI века - критического мышления, умения работать с информацией, сотрудничать в команде и т.д.
  • Индивидуальный и дифференцированный подход к обучению
  • Практическая и жизненная направленность образовательного процесса
  • Высокая мотивация и включенность учащихся в учебную деятельность

Все это обеспечивает высокую результативность обучения и гармоничное развитие личности каждого ребенка.

Возможные трудности развивающего обучения

Вместе с тем, эта образовательная технология имеет и определенные сложности:

  1. Требует высокого профессионализма и серьезной методической подготовки учителей
  2. Связана со значительными временными и организационными затратами на подготовку развивающих занятий и уроков
  3. Усложняет процесс оценки образовательных результатов
  4. Требует хорошо развитой образовательной инфраструктуры и ресурсного обеспечения

Преодоление этих трудностей - важная задача для широкого внедрения развивающего обучения в практику современной школы.

Рекомендации по применению развивающего обучения

Чтобы эффективно использовать технологию развивающего обучения, педагогам рекомендуется:

  • Тщательно продумывать цели и задачи каждого занятия с точки зрения развития учащихся
  • Использовать разнообразные активные и интерактивные формы и методы обучения
  • Уделять большое внимание организации совместной исследовательской и проектной деятельности
  • Поощрять творческие находки и креативные решения учеников
  • Стимулировать рефлексию учащихся и самооценку результатов своей учебной деятельности

Пример развивающего урока математики в начальной школе

Рассмотрим конкретный пример того, как можно реализовать принципы развивающего обучения на уроке математики в начальной школе.

Тема: "Задачи, обратные данной".

Цель урока - научить составлять и решать обратные задачи, развивая логическое мышление и творческие способности младших школьников.

Пример развивающего подхода на уроках литературы

Особенности реализации развивающего обучения на примере урока литературы в 8 классе на тему поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Цель: формирование навыков анализа художественного произведения и развитие творческого воображения учащихся.

Особенности развивающего обучения в начальной школе

Реализация технологии развивающего образования в начальной школе имеет свои особенности, обусловленные возрастными характеристиками младших школьников.

В этом возрасте ведущей деятельностью является учебная, поэтому основные усилия педагогов должны быть направлены на формирование у детей способов самостоятельного поиска и открытия знаний, овладение элементами учебной деятельности.

Большую роль играют разнообразные игровые методики, творческие задания, учитывающие непроизвольный характер внимания, быструю утомляемость младших школьников.

Развивающее обучение в основной и старшей школе

В основной и особенно старшей школе приоритет отдается исследовательским, проектным методам, дискуссиям, которые обеспечивают:

  • Формирование системного мышления
  • Развитие способности самостоятельно конструировать свои знания
  • Подготовку к осознанному профессиональному выбору

Эффективными формами работы являются индивидуальные и групповые исследовательские проекты школьников и различные формы самостоятельной творческой деятельности подростков.

Перспективы развивающего обучения с использованием цифровых технологий

Современные информационно-коммуникационные и цифровые технологии открывают новые возможности для реализации идей развивающего образования, создания творческой образовательной среды.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.