Банковская система СССР пережила несколько этапов коренной реорганизации на протяжении своей истории. Как менялась ее структура и принципы работы на разных этапах развития советского государства?
Зарождение банковской системы в 1917-1921 гг.
После Октябрьской революции 1917 года произошла национализация частных банковских учреждений, а на их базе был образован единый Народный банк РСФСР. Это означало переход банковской сферы под полный государственный контроль. Однако уже в 1920 году Народный банк был упразднен, а его функции переданы Центральному бюджетно-расчетному управлению Наркомфина. Таким образом, в годы «военного коммунизма» произошло фактическое сворачивание банковской системы.
В январе 1920 года был упразднен Народный банк РСФСР. Резко сократившиеся по объему банковские операции стало выполнять Центральное бюджетно-расчетное управление Наркомфина.
Восстановление банковской системы в годы НЭПа (1921-1929)
С введением НЭПа в 1921 году началось постепенное восстановление банковской системы. Был вновь образован Государственный банк РСФСР, на его базе стала формироваться двухуровневая модель:
- Первый уровень - Госбанк СССР как эмиссионный и расчетный центр.
- Второй уровень - разветвленная сеть специализированных коммерческих банков для кредитования отраслей экономики, а также кооперативных банков и кредитной кооперации.
В частности, в 1922-1926 гг. были открыты такие крупные спецбанки, как Промбанк, Внешторгбанк, Сельхозбанк и др. Также активно развивались местные кооперативные банковские учреждения. В 1922 году были учреждены первые сберегательные кассы для привлечения сбережений населения, позднее преобразованные в систему Гострудсберкасс.
К 1926 году в СССР насчитывалось уже более 400 независимых банков разных типов. Однако ускоренная индустриализация и коллективизация конца 1920-х годов потребовали резкого ужесточения контроля над банковской сферой.
Реорганизация банковской системы в 1930-х годах
В 1930-1932 гг. в СССР прошла масштабная реорганизация банковской системы, которая привела к следующим изменениям:
- Ликвидация большинства коммерческих банков.
- Переход к одноуровневой централизованной модели.
- Полное подчинение деятельности банков государственному планированию и контролю.
Таким образом была установлена жесткая вертикаль управления банковской сферой. К концу 1930-х годов она включала лишь три основных звена: Госбанк СССР, Стройбанк и Внешторгбанк. Эти госбанки полностью лишились какой-либо самостоятельности и превратились в инструменты денежно-кредитной политики государства.
В результате реформы 1930-1932 гг. были утрачены практически все черты, присущие банковской системе с точки зрения классической экономической теории. Регулирующие и надзорные функции были поглощены жестким централизованным планированием и управлением из единого центра. А банковские учреждения превратились по сути в государственные бухгалтерии, обеспечивающие учет и контроль денежных потоков в народном хозяйстве СССР.
Особенности функционирования банков в 1940-1950-е гг.
В послевоенный период банковская система СССР продолжала развиваться исключительно как средство реализации государственной экономической политики. Управление банками осуществлялось по вертикали - через отраслевые министерства и ведомства. Каждое предприятие или организация были жестко прикреплены к определенному госбанку и не имели права менять обслуживающий банк.
В результате между советскими банками отсутствовала как таковая конкурентная борьба - они функционировали в жестких рамках установленных госпланом объемов кредитования по отраслям без ориентации на коммерческий успех или прибыльность собственных операций. Это коренным образом отличало банковскую систему СССР от рыночных систем западных стран того периода.
В 1950-е годы продолжилась отраслевая специализация банков: были ликвидированы Сельхозбанк и Цекомбанк, а Промбанк СССР преобразован во Всесоюзный банк финансирования капитального строительства (Стройбанк).
Развитие сети сберегательных учреждений
Параллельно с реорганизацией основных государственных банков в СССР активно развивалась сеть учреждений для обслуживания личных сбережений и вкладов населения. Если в 1920-е годы это были отдельные сберегательные кассы и отделения коммерческих банков, то уже к середине 1930-х годов в стране сложилась мощная централизованная система Государственных трудовых сберегательных касс (Гострудсберкасс).
Гострудсберкассы СССР пользовались исключительным правом на обслуживание частных вкладов граждан. Для привлечения вкладчиков регулярно проводились различные кампании, такие как «двухнедельники сбережений» или соцсоревнования между регионами и отделениями по охвату населения и привлечению средств.
Благодаря этому с начала 1930-х до конца 1970-х годов Гострудсберкассы демонстрировали стремительный рост клиентской базы и объема депозитов:
- К 1940 г. - 41,6 тыс. отделений.
- К 1970 г. - 78,3 тыс. отделений.
- К 1974 г. - 80,4 тыс отделений и 395 вкладов на 1000 человек населения.
Таким образом, несмотря на ограниченный набор предоставляемых услуг для физических лиц, сберегательные учреждения СССР сыграли важнейшую роль в повышении доступности базовых банковских операций для широких слоев населения по всей стране.
Международная деятельность советских банков
На международном уровне советские государственные банки также проводили активную политику, открывая свои отделения или дочерние банки в дружественных социалистических и развивающихся странах. Однако масштаб зарубежных операций по сравнению с мировыми финансовыми центрами (Лондон, Нью-Йорк) был невелик.
Попытки выхода на западные рынки капитала носили ограниченный характер из-за политической конфронтации СССР и стран Запада. Лишь в 1970-80-е годы Госбанк СССР предпринял первые попытки участия в офшорных сделках через создание загранбанков на Кипре и в Люксембурге, однако масштабы этих операций были несопоставимы с ведущими мировыми банками.
Основные черты банковской системы СССР к 1980-м гг.
К 1980-м годам, несмотря на ряд структурных реорганизаций, советская модель банковской системы так и не претерпела сколько-нибудь значимой либерализации. Ее основными чертами оставались:
- Жесткое централизованное планирование и управление всей системой из единого центра.
- Отсутствие какой-либо конкуренции между банковскими учреждениями.
- Подчиненность госбанков директивным показателям госплана без ориентации на коммерческий результат.
- Крайне скудный набор банковских продуктов и услуг для организаций и населения.
Таким образом, несмотря на попытки реформ, банковская система СССР к 1980-м годам представляла собой лишь элемент государственного управления экономикой без каких-либо элементов рыночного регулирования.
Новый этап реформирования в 1987-1991 гг.
Лишь в конце 1980-х годов в ходе перестроечных реформ была предпринята попытка либерализации банковской сферы СССР. В 1987 году число госбанков было увеличено до 6, появились банки с новой отраслевой специализацией. А с принятием в 1988 году Закона о кооперации началось бурное развитие коммерческих банков на коммерческой основе.
Массовое возникновение коммерческих банков в 1988-1990 гг.
После принятия в 1988 году закона о кооперации в СССР начался настоящий бум создания коммерческих банков. За 1988-1990 гг. были зарегистрированы сотни коммерческих банков в форме кооперативов, а позднее - акционерных обществ. Первые из них - «Союз-банк» в Казахской ССР и Кооперативный банк «Патент» в Ленинграде.
Среди крупнейших и действующих до сих пор коммерческих банков того периода можно назвать Автовазбанк, «Автобанк» (ныне «Уралсиб»), «Темпбанк», «Инвестбанк» и многие другие. Новые частные банки стремительно наращивали клиентскую базу и объемы операций. Это послужило мощным толчком к развитию конкуренции в банковской сфере СССР.
Принятие базового банковского законодательства в 1990 г.
Параллельно с ростом числа коммерческих банков в 1990 году были приняты два ключевых нормативных акта, заложивших основы современной банковской системы России:
- Закон СССР «О банках и банковской деятельности».
- Закон о Центральном банке РСФСР, определивший его роль и функции.
Эти законы юридически закрепили рыночные принципы организации кредитной сферы, права и обязанности коммерческих банков, основы банковского надзора. Фактически это означало отказ от советской модели банковской системы и переход к созданию всей необходимой нормативно-правовой базы для развития классических двухуровневых банковских систем.
Либерализация банковской системы в начале 1990-х годов
В начале 1990-х годов процессы либерализации и реформирования банковской сферы еще более ускорились. Были сняты практически все ограничения для создания и деятельности коммерческих банков. За первые годы реформ количество зарегистрированных банков выросло более чем в 10 раз - с нескольких сотен в 1990 г. до более 3000 к 1993 году.
Одновременно шел процесс приватизации государственных специализированных банков в Российской Федерации. Так, на базе сберегательного банка был создан Сбербанк России, 100% акций которого после приватизации перешли в частные руки. Аналогичным образом происходила трансформация Внешэкономбанка, Промстройбанка и др. Так завершился переход от советской модели банковской системы к современным двухуровневым банковским системам с преобладанием частного бизнеса.
Итоги развития банковской системы СССР
Таким образом, несмотря на 70-летний период функционирования в рамках командно-административной экономики, к концу 1980-х годов советская банковская система располагала мощной финансовой базой и кадровым потенциалом для скорейшего реформирования в полноценные конкурентные рыночные структуры.