Цепь – основная составляющая трансмиссии велосипеда. Она передает крутящий момент на заднее колесо, проходя через ведущие звездочки. Таким образом велосипед и приводится в движение. В результате нагрузок, которым цепь подвергается во время эксплуатации, она изнашивается.
На велосипедах с одной скоростью цепь обычно служит весь срок эксплуатации, так как перемещается по звездочкам ровно и прямо. Снимать эту деталь на скоростном велосипеде требуется гораздо чаще: из-за того, что между передними и задними звездочками отсутствует прямой угол. В результате этого нагрузки на цепной механизм возрастают в несколько раз, что и приводит к износу.
Признаки неисправности
Прежде всего нужно уделять внимание цепям на многоскоростных велосипедах. Хотя время эксплуатации этого элемента формируется из пройденного километража, величина является весьма приблизительной, поскольку реальное время использования определяется характером езды, скоростным режимом, качеством дорог.
Неточное переключение скоростей и странный лязг – первые симптомы того, что цепь вышла из строя. Чтобы узнать наверняка, можно воспользоваться следующим способом.
Цепь отгибается от самой большой звездочки. Если свободными остаются три или больше зубьев, то нужно срочно снять цепь с велосипеда и заменить ее. Такой же метод подходит и для синглспидов.
Помимо описанного выше метода, есть и еще один – замер относительного удлинения:
- 304,8 мм – идеальная длина цепи;
- 306,5 – 307,5 – приемлемый износ, ездить пока можно;
- 308 мм – сильный износ цепей и звездочек;
- 308 мм и более – трансмиссионный узел сильно поврежден, велоцепь нужно срочно заменить.
На изображении ниже хорошо видно различие длины между изношенной цепью (сверху) и более новой (внизу):
Велоцепь с замком и без
Снять цепь скоростного велосипеда не сложнее, чем снять ее с обычного двухколесного "друга", поскольку все зависит от того, оснащена цепь замком или нет. Если на байке установлена деталь с замком, то снять ее для замены или чистки не составит особого труда. Если цепь не сильно грязная, звено с замком можно отыскать практически моментально. Если же узел найти не получилось, то деталь либо сплошная, либо ее нужно хорошенько почистить.
Велоцепи с замком оснащены специальным зажимным механизмом. Что касается удобства, то снять цепь с замком с велосипеда гораздо проще, чем конструктивный элемент без запора. Но справедливости ради стоит сказать, что зажим может расшататься, а само звено расцепиться. В то же время со сплошными велоцепями такая проблема отсутствует - если цепь разорвалась, то вся проблема исключительно из-за ее качества.
Снятие с замком с велосипеда
Процесс монтажа и демонтажа детали одинаков для односкоростных и многоскоростных велосипедов. Прежде чем снять цепь велосипеда, нужно найти звено с замком. Там зачастую имеется название фирмы-производителя и есть специальный зажим, которым и удерживаются соседние звенья.
Замки различных фирм неодинаковы, но сам процесс имеет минимальные отличия. Необходимо соединить соседние оси и снять зажим. Поддеть замок возможно шлицевой отверткой или каким-либо другим острым предметом. При этом старайтесь не повредить и не потерять зажим, иначе собрать снова цепь уже не получится.
Снятие сплошной цепи
Снять цепь велосипеда без замка гораздо труднее. Для этого пригодится специальное приспособление – выжимка цепи.
Конечно, можно обойтись и без него, например положить пин на стол и аккуратно выстучать его. Правда, после этой операции запихнуть его обратно будет невероятно трудно.
Как снимать сплошную велоцепь:
- Выбирается любое звено, устанавливается в съемник так, чтобы ось находилась напротив выжимной оси.
- Затем, медленно прокручивая винт, выдавливаете пин. Здесь суть в том, что нужно не выдавить ось полностью.
Таким образом, можно не только снять цепь со скоростного велосипеда, но и отремонтировать обычный.
Исправление дефектов
Самый частый вид износа – это провисание. Выше были проанализированы критические значения удлинения велосипедной цепи, при которых ее дальнейшая эксплуатация крайне нежелательна. Но не обязательно выбрасывать цепь при малейшем износе, можно попытаться ее отремонтировать. При длительных нагрузках оси цепи разбалтываются, что в результате приводит к продольным и поперечным деформациям. Избавиться от последнего вида деформации невозможно, а вот с продольной можно побороться.
Для того чтобы избавиться от продольного расширения, достаточно убрать лишние звенья. Удалять их надо так, чтобы цепь перемещалась по большой звезде без натяжения. С помощью выжимки убираются лишние звенья, а лишние валы осей полностью удаляются. Здесь важно не перестараться и не вытащить лишнее.
Если ехать нужно немедленно, а ремонтировать некогда, можно воспользоваться так называемыми успокоителями. Так называют приспособления, которые не позволяют цепи соскочить при движении.
Установка цепи
Перед началом установки следует удостовериться, подходит ли она к велосипеду по длине и ширине. Если цепь слишком широкая или узкая, то установить ее не получиться. В случае с длиной все намного проще: достаточно удалить лишние звенья.
Для того чтобы установить цепь на скоростном велосипеде, необходимо выставить переключатели скоростей на самую высокую отметку, после чего зафиксировать их. При установке велоцепи требуется правильно надеть ее на ролики натяжителя. Цепь должна обходить нижний ролик по левой стороне, а верхний – по правой. Затем объединяются два крайних звена и устанавливается пин. После того как цепь установлена, ось вставляется в выжимку, фиксируется с помощью винта и впрессовывается пин. Если последний сравнялся с краями цепи, то все сделано правильно.
После установки требуется проконтролировать ход цепи. У нее не должно быть провисаний, прокрутка педалей должна быть свободной. Если ход у педалей тугой или цепь провисает, то при помощи все той же выжимки, использовав второе посадочное место, регулируем вторую ось.
Практические советы
Бывают случаи, когда срочно требуется снять цепь с велосипеда, а выжимки под рукой не оказалось. В данном случае можно применить старый способ – клепку.
При повторном снятии цепи следует использовать различные звенья, поскольку выжимка пинов их разбалтывает.
Если вы регулярно снимаете и устанавливаете сплошную велоцепь, следует поставить на нее замок. Это серьезно облегчит процесс.