Смерть главного героя романа "Обломов" Ильи Ильича Обломова Гончаров сравнивает со сном. Это необычное сравнение заставляет читателя задуматься: почему? В этой статье мы разберемся, что автор хотел сказать этой метафорой.
Образ Обломова в романе
Илья Ильич Обломов - главный герой одноименного романа И.А. Гончарова. Его образ жизни отличается крайней пассивностью и ленью. Он проводит большую часть времени лежа на диване в своей квартире, предаваясь грезам и воспоминаниям:
В отличие от других персонажей, таких как его друг Штольц или возлюбленная Ольга, Обломов не стремится к активной деятельности, достижению целей, улучшению жизни. Единственное его желание - пребывать в состоянии покоя:
- Лень физическая и умственная
- Отсутствие целеустремленности
- Мечтательность и фантазирование
- Стремление уйти от действительности в мир грез
Таким образом, Обломов в романе выступает как олицетворение человека, доведшего свою лень и пассивность до предела, до полного отрешения от активной жизни.
Трактовка образа Обломова критиками
Образ Обломова в романе Гончарова вызвал бурную полемическую реакцию в критике.
Многие критики считали Обломова национальным типом, воплощением черт русского народа. Обломов стал символом угасания дворянства как класса. Его образ жизни, наполненный ленью, апатией, мечтательностью, можно рассматривать как иносказательную форму духовной и социальной деградации.
Смерть Обломова в интерпретации Гончарова
Кульминационным моментом в судьбе Обломова становится его смерть.
Поражает необычное сравнение смерти Обломова со сном. Что автор хотел этим сказать? Сон символизирует покой, умиротворение, отрешение от забот. Смерть для Обломова оказывается продолжением его изначального существования, которое по сути тоже было вечным сном наяву.
Уход из жизни становится для него логичным завершением "сна" его земного бытия. Обломов словно окончательно погружается в мир грез и воображения, который был для него реальнее действительности. Так Гончаров подчеркивает, что его герой фактически умер задолго до физической кончины.
Другими словами, сон - это своего рода смерть при жизни. А смерть Обломова - такой же вечный сон, только уже без пробуждения.
Сон как способ уйти от реальности
Сон для Обломова - это не только физиологическая потребность. Это целенаправленный уход от повседневных забот, от решения насущных проблем. Во сне Обломов обретает иллюзию гармонии, которой ему так не хватает в реальности.
Таким образом, сон становится для героя своеобразным способом "умереть" временно, чтобы погрузиться в мир фантазий и воображения. Это помогает ему сбежать от тягот повседневности, которые он не в силах преодолеть из-за своей слабости воли и характера.
Реакция окружающих на смерть Обломова
Отношение других персонажей романа к смерти Обломова тоже показательно. Его близкий друг Штольц, например, глубоко опечален этим известием.
А вот реакция Захара и Анисьи отличается большим спокойствием и даже какой-то отстраненностью. Эти персонажи как будто уже давно смирились с неизбежным скорым уходом барина.
Такая разница в восприятии смерти Обломова объясняется тем, что окружающие по-разному относились к нему при жизни. Для одних он был близким другом, для других - нерасторопным и ленивым барином, о котором нужно заботиться.
Смерть Обломова как предупреждение
Гончаров не просто описывает уход из жизни своего героя. Этот финал несет в себе важный смысл - предупреждение читателю. Образ жизни Обломова, его лень, безволие и апатия привели его к духовной деградации при жизни и ранней смерти.
Почему смерть Обломова Гончаров сравнивает со сном? Автор как будто говорит нам: не повторяйте ошибок Обломова, не уподобляйтесь ему, иначе вас ждет такой же печальный финал. Нужно жить активно, находить смысл в каждом дне, стремиться к созиданию, а не прозябанию.
"Обломовщина" как явление
После выхода романа имя его главного героя стало нарицательным. "Обломовщина" - так стали называть социальное явление, связанное с пассивностью, ленью, нежеланием меняться и двигаться вперед.
Это понятие и сегодня актуально. Многие люди живут, подобно Обломову, уклоняясь от активной жизни, решения накопившихся проблем. Они словно находятся в вечном сне, отгородившись от реального мира.
Такая позиция чревата негативными последствиями, вплоть до социальной деградации. Именно об этом предупреждает нас Гончаров своим романом.
Заключение: смерть Обломова как итог его жизни
Итак, сравнивая смерть Обломова со сном, Гончаров показывает, что она стала закономерным итогом всей его жизни, проведенной в лени, апатии и отрешенности от мира. Уход героя из жизни носит символический характер, являясь своеобразным предупреждением читателю.
Гончаров дает понять: выбор между активной, наполненной смыслом жизнью и "обломовщиной" остается за каждым из нас. И от этого выбора зависит наше будущее.