Жан Бодрийяр: общество потребления, взгляд социолога

Мы живем в эпоху изобилия товаров, услуг и информации. Но приносит ли это счастье людям? Давайте разберемся.

Основные идеи Жана Бодрийяра об обществе потребления

Жан Бодрийяр (1929-2007) - французский социолог и философ, автор концепции "общества потребления". В своей работе 1970 года "Общество потребления: его мифы и структуры" Бодрийяр подробно анализирует это явление.

Общество потребления, по Бодрийяру, - это общество, в котором потребление товаров и услуг становится главной целью и смыслом существования людей. Это ведет к отчуждению человека от своей сущности.

Существует сегодня вокруг нас своего рода фантастическая очевидность потребления и изобилия, основанная на умножении богатств, услуг, материальных благ и составляющая род глубокой мутации в экологии человеческого рода.

Основные мифы общества потребления, по Бодрийяру:

  • Миф о свободе выбора и рациональности потребителя
  • Миф об изобилии и доступности благ
  • Миф о том, что потребление приносит счастье

На самом деле, спрос искусственно стимулируется рекламой и маркетингом. А изобилие благ - всего лишь знак глубоко скрытого дефицита.

Анализ механизмов общества потребления

Жан Бодрийяр: общество потребления анализирует как систему со своими законами и структурами.

Одной из основ этой системы является постоянный экономический рост. Ради него нужно заставлять людей все больше потреблять. Этому способствует и социальная дифференциация - человек стремится к статусным вещам, чтобы не отстать от других:

в основе выбора товара лежит стремление к социальному отличию, и, поскольку поддержка таких отличий есть жизненное условие существования современной цивилизации, потребность всегда остается неудовлетворенной.

Еще один механизм - манипулирование общественным сознанием. С помощью рекламы и СМИ людям навязываются ложные потребности и стандарты потребления:

Потребности производятся вместе с товарами, которые их удовлетворяют.

В итоге человек становится лишь функцией системы производства и потребления. Его индивидуальность нивелируется. А изобилие порождает такие "болезни", как хроническая усталость, депрессия, агрессия.

Так Бодрийяр вскрывает иррациональную сущность "общества потребления" и его разрушительное влияние на человека.

Влияние на культуру и человека

Потребительская идеология разрушает традиционную культуру и духовные ценности. На смену им приходит массовая поп-культура, рассчитанная на быстрое потребление:

Отношение массовой культуры к традиционной культуре аналогично отношению моды к предметам. Как в основе моды лежит устаревание предметов, так в основе массовой культуры лежит устаревание традиционных ценностей.

Жан называет такую культуру "тоталитарной". Она навязывается сверху и подавляет индивидуальность человека. Свою роль здесь играют СМИ и реклама, создающие "гиперреальность", оторванную от подлинной жизни.

Крупный план уставшей стрессованной женщины, окруженной яркими обложками журналов и интернет-страницами для онлайн-шопинга под ярким искусственным светом, схватившейся за голову, в то время как вокруг нее творится хаос, что представляет собой постоянную б

Обесценивание человеческой индивидуальности

В условиях культа потребления человек теряет свою субъектность и превращается в "функцию системы":

Функциональный, обслуживающий характер человека в обществе потребления приводит к синтезу индивидуальности из знаков и подчеркнутых отличий.

Его индивидуальность подменяется набором статусных вещей и "правильным" образом жизни. Место подлинных чувств и эмоций занимают готовые шаблоны из рекламы и глянцевых журналов.

Одинокий мужчина в деловом костюме сидит на скамейке, уставившись в пространство, погруженный в глубокие раздумья, в то время как люди спешат мимо него, сосредоточенные на шопинге, на фоне потребительских реклам и знаков под пасмурным небом на оживленной

Манипулирование общественным сознанием

Огромную роль в формировании общества потребления играют СМИ. Они навязывают стандарты и ценности массовой культуры:

Средства массовой информации отражают и закрепляют тоталитарный характер общества потребления.

То же самое делает и реклама со своими методами манипуляции. В итоге возникает искусственная "гиперреальность", подменяющая собой подлинный мир.

Превращение тела в товар

Еще один аспект общества потребления - фетишизация и коммерциализация человеческого тела и сексуальности:

Общество потребления вводит культ тела, чем устанавливает фетишизацию не только мира, но и самого человека.

Тело превращается в "товар", объект маркетинга и потребительского спроса. Этому в немалой степени способствует и "индустрия красоты".

Таким образом, Жан Бодрийяр вскрывает разрушительное влияние идеологии потребления на все сферы человеческого бытия.

Кризис межличностных отношений

Потребительская идеология разрушает и отношения между людьми. Они становятся поверхностными, формальными, опосредованными вещами:

Бессимволичность, опредмеченность отношений между людьми компенсируется знаками участия и доброжелательности.

Люди перестают понимать и ценить друг друга. На первый план выходит демонстрация статуса и "правильного" имиджа с помощью вещей.

Утрата смыслов и ценностей

В обществе потребления происходит подмена подлинных ценностей и смыслов их имитацией. К примеру, свобода подменяется выбором товаров и услуг, а счастье - обладанием вещами:

Свобода предусмотрена и подсчитана структурой общества потребления. Время не может быть истинно свободным, поскольку его свобода предусмотрена и подсчитана структурой общества потребления.

Так идеология потребления обесценивает подлинные духовные потребности человека, подменяя их мнимыми материальными благами.

Перспективы и альтернативы

Бодрийяр считает, что рано или поздно идеология потребления достигнет своих пределов. Люди устанут от гонки за ненужными вещами и обратятся к подлинным духовным ценностям:

Возврат к традиционной культуре и нравственности.

Одна из возможных альтернатив - движения ненасилия вроде дзен-буддизма или культуры хиппи. Также люди могут вернуться к разумному, "осознанному" потреблению, основанному на реальных потребностях, а не навязанных извне стандартах.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.