Политическая философия Аристотеля до сих пор актуальна и интересна всем, кто изучает историю и теорию государства. Великий мыслитель древности подробно рассмотрел проблемы государственного устройства и идеальной формы правления. Его взгляды и по сей день вызывают дискуссии среди исследователей.
Общая характеристика политических взглядов Аристотеля
Аристотель родился в 384 году до н.э. в городе Стагире. Он был учеником Платона и преподавал в его Академии. В 335 г. до н.э. Аристотель основал собственную школу - Ликей. Он написал множество трудов по разным отраслям знаний, в том числе "Политику" и "Афинскую политию".
В отличие от идеализма Платона, Аристотель в своих политических воззрениях был большим прагматиком и реалистом. Он опирался на анализ реально существующих государственных форм и политических процессов своего времени.
Политическая теория Аристотеля, в противоположность Платону «идеальное государство», в основную очередь основывается на общественные и политические отношения и конструкты, которые реально существуют.
Наряду с "Политикой", значительное влияние на взгляды Аристотеля оказала его этика. Он рассматривал политику как практическое воплощение этических добродетелей в жизни государства.
Представление Аристотеля о возникновении государства
По мнению Аристотеля, государство зародилось из более простых форм человеческого общежития. Первой такой формой была семья:
Аристотель определяет государство (греч. πόλις) как общину (греч. κοινωνία), организованную ради общего блага. Этим государство противопоставляется семье (греч. οἰκία) — общению, естественным путем возникшему для удовлетворения повседневных надобностей (с. 377, 1252b).
Аристотель выделял три типа отношений внутри семьи:
- господин и раб
- муж и жена
- родители и дети
По его мнению, власть в патриапксальной семье принадлежит мужчине-домохозяину. Это своего рода "монархия в миниатюре".
Несколько семей объединялись в селения, а те в свою очередь - в государство. Аристотель видел в этом процессе реализацию врожденного стремления человека к политической жизни. Он называл человека "политическим животным". Целью создания государства философ считал достижение общего блага, безопасности и справедливости.
Классификация форм правления
Аристотель различал три "правильные" и три "извращенные" формы правления в государстве:
Правильные | Извращенные |
Монархия | Тирания |
Аристократия | Олигархия |
Полития | Демократия |
Под монархией Аристотель понимал власть одного правителя. Аристократия - правление лучшей, добродетельной части общества. Полития представляла собой "смешанную" форму с элементами демократии и аристократии.
Тирания, олигархия и демократия, по мнению Аристотеля, являлись извращенными формами, поскольку преследовали частные интересы правителей, а не общее благо.
Наилучшей формой государственного устройства Аристотель считал политию. В ней должен преобладать средний класс, уравновешивающий интересы богатых и бедных. Это позволит избежать крайностей олигархии и демократии.
Аристотель подверг критике представление Платона об идеальном государстве, в частности его идеи об обобществлении собственности и упразднении семьи. Сам Аристотель был сторонником рабовладения, что также отличало его воззрения от взглядов Платона.
Элементы государства по Аристотелю
По Аристотелю, государство состоит из следующих основных элементов:
- Территория и население
- Система законов и суд
- Государственные должности
- Армия
Важнейшим элементом является население, которое Аристотель делил на граждан и не-граждан. Гражданами считались только свободные мужчины-воины, имеющие право участвовать в управлении государством.
Законы должны исходить из принципа справедливости и быть одинаковыми для всех. Для их применения необходим независимый суд.
Важнейшей опорой государства Аристотель называл армию. По его мнению, "тяжеловооруженные" должны составлять основу власти в государстве.
Таким образом, Аристотель дал довольно развернутый анализ ключевых элементов, из которых складывается государство.
Разделение властей
Аристотель предложил разделить власть в государстве на три части:
- Законодательная власть
- Исполнительная власть
- Судебная власть
Законодательная власть принимает законы, определяющие устройство государства. Исполнительная власть проводит эти законы в жизнь и управляет текущими делами. Судебная власть следит за соблюдением законов и разрешает споры.
По мнению Аристотеля, такое разделение властей позволит избежать злоупотреблений и установления тирании. Ветви власти будут уравновешивать друг друга.
Воспитание граждан
Отдельное внимание Аристотель уделял вопросам воспитания и образования граждан. Он считал, что правильное воспитание молодежи имеет ключевое значение для благополучия государства.
Философ выделял четыре основных предмета обучения:
- Грамматика
- Гимнастика
- Музыка
- Рисование
Эти предметы призваны развивать умственные и физические способности, а также формировать высокие этические качества будущих граждан.
Цели государства
По Аристотелю, главными целями государства являются:
- Достижение общего блага
- Установление справедливости
- Материальное обеспечение граждан
- Защита от внешних угроз
- Нравственное совершенствование людей
Для реализации этих целей необходим досуг, позволяющий гражданам заниматься философией и участвовать в управлении государством.
Отношение к рабству
В отличие от Платона, Аристотель оправдывал рабство, считая его естественным и необходимым элементом общества.
Он полагал, что существует природное неравенство людей. По его мнению, варвары от рождения предназначены к подчиненному положению и могут стать полезными для общества в качестве рабов.
Кроме того, Аристотель видел и экономическую выгоду от использования рабского труда. Таким образом, рабы рассматривались им как необходимый и полезный элемент государства.
"философия" Аристотеля и его влияние
Идеи Аристотеля оказали колоссальное влияние на всю последующую политическую мысль.
Его реалистический подход, внимание к конкретным деталям государственного устройства послужили основой для многих теорий в этой области.
Многие положения Аристотеля, такие как разделение властей, роль среднего класса, воспитание граждан, не потеряли актуальности и в наши дни.
Взгляды Аристотеля на проблему рабства и неравенства людей подвергались справедливой критике на протяжении веков. Но в целом его "философия" государства и по сей день вызывает интерес и дискуссии среди исследователей.