Мировой рынок и международная торговля: вызовы и возможности

Глобализация кардинально изменила мировой рынок и международную торговлю. Какие новые вызовы и возможности это открыло для всех участников? Давайте разберемся.

Историческое развитие мирового рынка и международной торговли

Международная торговля как система товарно-денежных отношений между странами возникла в XVI-XVIII веках в процессе формирования мирового рынка. Первые упоминания термина встречаются в трактате итальянского экономиста Антонио Маргаретти "Власть народных масс на Севере Италии" в XII веке.

До эпохи Великих географических открытий международная торговля носила ограниченный характер и затрагивала лишь небольшую долю производимой продукции. Преимущественно обменивались дорогими и легковесными товарами вроде пряностей, мехов, шелка.

Ситуация кардинально изменилась после открытия Нового Света. Началась трансформация мировой торговли:

  • Рост объемов торговли товарами
  • Появление поддерживающих институтов - банков, страховых компаний
  • Переход ведущих держав к политике меркантилизма с поощрением экспорта

Еще одним важным следствием географических открытий стал Колумбов обмен - завоз в Европу новых сельскохозяйственных культур из Америки. Это позволило значительно улучшить продовольственное обеспечение населения континента.

Промышленная революция XIX века открыла эру массового производства и дешевых перевозок. К 1913 году около трети мировой продукции поставлялось на экспорт, главным образом из европейских стран.

Однако уже в конце XIX века ведущие державы стали отходить от политики свободной торговли. На волне экономических кризисов усилились идеи протекционизма и самообеспечения автаркии. Это привело к спаду мировой торговли после Первой мировой войны, а Великая депрессия 29-го года и вовсе подорвала международный товарооборот.

Современное состояние мирового рынка и международной торговли

После Второй мировой войны благодаря соглашениям в рамках ГАТТ и ВТО мировую торговлю удалось либерализовать. Это запустило период бурного роста, который получил название глобализации.

О масштабах этого роста свидетельствуют следующие цифры:

  • За 1950-2000 гг. объем мировой торговли вырос в 20 раз, а объем производства всего в 6 раз
  • В 1950 г. экспорт составлял 8% от мирового ВВП, в 1999 г. - уже 26,4%
  • Товарооборот в 1998 г. по сравнению с 1950 г. увеличился в 16 раз

Однако в 1970-80-х годах рост значительно замедлился, а в 1990-х вернулся к активной динамике. За 1990-2000-е годы мировая торговля ежегодно росла в среднем на 6%.

По структуре на долю товаров и сырья приходится порядка 80% мирового оборота, на услуги - 20%. А в товарной торговле доминируют промышленные изделия, тогда как еще в начале XX века преобладали сырье и продовольствие.

Глобальный финансовый кризис 2007-2008 годов привел к очередному спаду, однако уже к 2010 году восстановился рост на уровне 5% в год. А в 2017-2018 годах темпы замедлились до 3-4% под влиянием новых вызовов.

Таким образом, за последние 70 лет мир пережил как периоды бурной экспансии международной торговли, так и замедления роста. Сейчас глобальный товарооборот достигает 20 триллионов долларов в год. Но перед участниками рынка стоят новые серьезные вызовы.

Участники мирового рынка и их интересы

Ключевыми игроками на мировом рынке являются:

  • Страны-экспортеры сырья, продовольствия, готовых изделий
  • Страны-импортеры, покрывающие внутренние потребности
  • Транснациональные корпорации, контролирующие значительную долю международной торговли
  • Международные организации, такие как ВТО и ЮНКТАД, вырабатывающие правила торговли

Каждая группа участников преследует на мировом рынке свои интересы. Например, для экспортеров сырья, таких как Россия или Саудовская Аравия, важна стабильность цен и спроса. А ТНК стремятся получить доступ к ресурсам и рынкам сбыта по всему миру.

Основные товарные группы на мировом рынке

По типам товаров мировой рынок можно разделить на несколько ключевых сегментов.

Первый - топливно-сырьевые товары. Страны-экспортеры (Ближний Восток, Россия) обеспечивают импортеров (ЕС, Китай, Индия) нефтью, газом, металлами, рудой.

Второй сегмент - продовольствие. Крупнейшие мировые поставщики: Бразилия (кофе, сахар), Аргентина и США (зерновые), Новая Зеландия и Австралия (мясо и молоко). Основные покупатели - развивающиеся страны Азии и Африки.

Ключевые регионы-участники международной торговли

По географическому признаку в мировой торговле можно выделить несколько ключевых регионов.

Первый - Европа в лице Евросоюза, который является крупнейшим импортером сырья и экспортером готовой продукции и услуг.

Второй регион - Северная Америка, главным образом США с их огромным внутренним рынком потребления и мощной обрабатывающей промышленностью.

Основные формы и механизмы международной торговли

Формы реализации международной торговли могут быть различными в зависимости от вида товара, особенностей рынков, географического положения и многих других факторов.

Наиболее распространенной формой является прямой экспорт-импорт компаниями произведенной или закупаемой продукции. Однако для проникновения на зарубежные рынки часто привлекаются посредники - дистрибьюторские и дилерские сети.

Трансграничное перемещение товаров: логистика и таможня

Важным звеном реализации международной торговли является физическое перемещение товаров через границы стран. Это сопряжено с определенными сложностями.

Прежде всего, необходимо наладить транспортное сообщение по суше и морю для доставки грузов. Важную роль играет складская логистика в пунктах отправления и назначения.

Кроме того, перемещение товаров регулируется таможенными правилами, предполагающими контроль, оформление документов, уплату пошлин.

Финансовое обеспечение международной торговли

Важнейшим условием осуществления торговли между странами является налаженное финансовое взаимодействие ее участников. Оно включает:

  • Международные расчеты через банковские переводы
  • Валютно-обменные операции для конвертации платежей
  • Кредитование импортеров банками
  • Страхование экспортных поставок

Большинство расчетов между контрагентами из разных стран осуществляются в долларах США и евро как наиболее востребованных резервных валютах.

Команда на видеоконференции

Ценообразование на мировом рынке

Формирование цен на экспортно-импортные товары отличается от внутреннего рынка и зависит от множества факторов:

  • Конъюнктура мирового спроса и предложения
  • Издержки производства и логистики
  • Таможенные пошлины
  • Курсы валют

Кроме того, на мировом рынке пристальное внимание уделяется ценам внутри одних ТНК. Такие внутрикорпоративные мировые цены должны соответствовать принципу "вытянутой руки".

Правовая основа международной торговли

Правовое регулирование является важнейшим инструментом для обеспечения предсказуемости и эффективности международной торговли. К лючевым элементам этого регулирования относятся:

  • Межгосударственные торговые соглашения (ВТО, зоны свободной торговли)
  • Таможенное законодательство
  • Защита интеллектуальной собственности
  • Международный арбитраж торговых споров

Гармонизация национальных законодательств играет ключевую роль для облегчения условий международной торговли и инвестиций.

Государственное и международное регулирование

Помимо законодательного регулирования, важную роль в поддержке мировой торговли играет политика государств и международных экономических организаций.

В последние десятилетия доминирует тенденция к либерализации - снижению торговых барьеров, отмене ограничений доступа на рынки. Однако в отдельных случаях применяются защитные меры и пошлины.

Конкуренция и конкурентоспособность на мировом рынке

Мировой рынок характеризуется жесткой конкурентной борьбой между транснациональными корпорациями за доли рынка, доступ к ресурсам, лояльность потребителей.

Компании используют различные конкурентные стратегии: ценовое преимущество, дифференциацию продукции, фокус на определенных нишах. Успех во многом зависит от обеспечения высокого качества и соответствия запросам покупателей.

Вызовы и возможности цифровизации

Стремительное развитие цифровых технологий открыло принципиально новые возможности для мировой торговли и бизнеса.

В частности, интернет-торговля и электронная коммерция сделали доступ на зарубежные рынки проще и дешевле. А технологии искусственного интеллекта позволяют анализировать большие массивы данных для принятия решений.

Роботизированное производство

Устойчивое развитие мирового рынка

"Зеленая" повестка в экономике не обошла стороной и международную торговлю. Растут требования к экологичности производства, справедливой торговле, ответственности бизнеса.

Компании, ориентированные на принципы ESG, получают конкурентные преимущества за счет доверия и лояльности современных потребителей.

Будущее мирового рынка и глобальной торговли

Несмотря на текущие вызовы, эксперты прогнозируют дальнейшее развитие мировой торговли в долгосрочной перспективе под влиянием ряда факторов:

  • Рост среднего класса в развивающихся странах Азии и Африки
  • Новые торговые соглашения между регионами
  • Цифровизация и новые технологии

Однако мировой рынок может трансформироваться в новые формы под воздействием глобальных вызовов, таких как пандемии, изменение климата, геополитическая нестабильность.

Глобальные цепочки создания стоимости

В условиях глобализации на мировом рынке формируются так называемые глобальные цепочки создания стоимости. Разные этапы производства продукции - от разработки до сбыта - распределены между компаниями в разных странах.

Это позволяет оптимизировать издержки за счет использования преимуществ каждой страны. Но в то же время повышает риски срыва поставок и зависимость всех звеньев друг от друга.

Неравномерность развития мирового рынка

Несмотря на глобализацию, мировая торговля развивается очень неравномерно в разрезе регионов и отраслей. Наиболее высокие темпы роста демонстрирует Азиатско-Тихоокеанский регион.

Страны Европы и Северной Америки сохраняют лидерство по абсолютным объемам, но отстают по динамике. А наименее развиты торговые связи в Африке и Латинской Америке.

Нетарифные барьеры в торговле

Наряду с таможенными пошлинами, государства активно используют и скрытые методы ограничения импорта - так называемые нетарифные барьеры.

К ним относятся строгие стандарты и сертификация, сложные таможенные процедуры, ограничение доступа к госзакупкам. Это существенно затрудняет выход на зарубежные рынки.

Новые форматы торговли

Помимо традиционной международной торговли товарами, растет значение торговли услугами и цифровым контентом. Развиваются аутсорсинг бизнес-процессов, облачные сервисы, медицинские и образовательные услуги.

Распространяются онлайн-платформы, которые связывают покупателей и продавцов по всему миру. Это качественно меняет формат глобальной торговли.

Перспективы развития

Несмотря на краткосрочные кризисы, аналитики прогнозируют долгосрочный рост мировой торговли. Этому будут способствовать технологический прогресс, развитие развивающихся стран, расширение среднего класса.

Однако отношения между ключевыми державами могут как стимулировать торговлю в рамках интеграционных объединений, так и сдерживать ее рост в случае конфронтации и введения ограничений.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.