Евгений Онегин, главный герой одноименного романа А.С. Пушкина, до сих пор волнует умы читателей. Этот образ вобрал в себя черты целого поколения молодых дворян той эпохи. Неудивительно, что В.Г. Белинский, один из крупнейших критиков пушкинского творчества, назвал Онегина "эгоистом поневоле". Давайте разберемся, как герой романа соответствует этому определению.
Портрет Онегина в начале романа
Первое знакомство читателя с Евгением происходит в описании его кабинета - роскошного будуара в стиле последней моды. Эта комната отражает характер хозяина:
Следы и моды беглой новизны
Куда прихотливо вид росписи, Мелькнув, не врéжется в глаза, Но кóей вкусу прихотливости Признаться должно: хоть вам смешны Очки, лорнет и клок буклей, Но зато нет ни малей следа И тени истины холодной...
Здесь видна обращенность Онегина к внешним атрибутам светской жизни. Ему важно соответствовать моде и этикету высшего общества. Внутренний мир героя пуст, его душа полна скукой и равнодушием. Эту особенность подчеркивает противопоставление "холодной истины" и легкомысленных безделушек в интерьере.
Далее автор прямо говорит о чертах характера своего героя:
Его умом и волей роковой На все решения способен; Но предрассудкам вопреки своим, Русский в душе, как и Светский Человек.
Здесь видно столкновение разума и воли Онегина с гнетущей силой предрассудков. Герой описан как типичный представитель дворянского сословия своего времени - с одной стороны, умный и волевой, с другой - пленник условностей и стереотипов.
Испытание Онегина дружбой и любовью
Далее в романе Евгений проходит испытание двумя возвышенными чувствами - дружбой и любовью. Оба раза заканчиваются трагедией, что подтверждает эгоизм героя.
- Дружба с Ленским оборачивается гибелью последнего на дуэли.
- Любовное признание Татьяны отвергнуто.
При этом сам Онегин искренне сожалеет о случившемся. Он понимает свою вину перед погибшим другом:
Он обвинял себя во многом: Во-первых, он уж был не прав, Что над любовью ро́бкою, нежданной Так lunar смеялся страстно.
Но было уже поздно. Эгоизм и легкомыслие Евгения привели к непоправимым последствиям.
Герой также горько сожалеет о том, как отверг любовь Татьяны. Он говорит:
Я, сколько Хе любил бы вас, Привыкнув, разлюблю тотчас.
Здесь видно, что Онегин эгоистично думает в первую очередь о собственных чувствах, не задумываясь о судьбе девушки.
Онегин и общество
Помимо личных отношений, Евгений Онегин оказывается отвержен и обществом в целом. Еще в начале романа автор говорит об этом:
Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей; Кто чувствовал, того тревожит Призрак невозвратимых дней: Тому уж нет очарований, Того змия воспоминаний, Того раскаянье грызет.
Здесь показано, что Онегин, обладая глубоким умом и чувствами, не может найти понимания в высшем свете и начинает презирать людей.
Попытки избавиться от скуки
Чтобы избавиться от этого чувства, Евгений пытается:
- Уехать в деревню
- Сблизиться с Ленским
- Путешествовать за границей
Однако все тщетно. Герой признается:
Но, Боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь!
Евгений не в силах изменить свою натуру. Его воспитание и характер делают его чужим везде - и в высшем свете, и в деревенской глуши. Это и есть проявление "эгоизма поневоле".
Эгоист поневоле
В финале романа происходит роковая встреча Евгения с Татьяной. Увидев ее в образе светской львицы, Онегин понимает, что любит ее. Но уже слишком поздно - Татьяна замужем. Герой признается ей в чувствах, на что слышит горький упрек:
Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; И буду век ему верна.
Так и остается Евгений одиноким со своей любовью. Его эгоизм, проявившийся в равнодушии к Татьяне, теперь оборачивается против него самого. Онегин вынужден страдать от неразделенного чувства, что отражено в определении "страдающий эгоист".
И действительно, Белинский метко подметил суть этого образа, назвав его "эгоистом поневоле". Евгений стал таким не по собственному желанию, а в результате воспитания, окружения и непонимания обществом его сложной натуры.
Причины эгоизма Онегина
Чтобы понять, почему Евгений Онегин стал "эгоистом поневоле", давайте разберемся в причинах его характера. К корням эгоизма героя можно отнести:
- Воспитание в аристократической среде
- Отсутствие высоких идеалов и целей в жизни
- Разочарование в людях и обществе
Влияние отца и окружения
Отец Онегина воспитывал сына по всем правилам светского этикета, но при этом избегал серьезных разговоров:
Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой,
Такое воспитание привело к легкомысленному отношению Евгения к жизни и людям. Окружавшая его атмосфера пустых развлечений и условностей тоже способствовала развитию эгоизма.
Поиск смысла жизни
Не найдя высокой цели и призвания, Евгений скучает и ищет развлечений. Он признается:
Для всех он кажется естественно, А мне, блистая, гаснуть лень;
Герой не хочет растрачивать свой потенциал на суетные дела, но и не видит иного пути. Это порождает внутренний конфликт и апатию.
Конфликт с миром
Не найдя единомышленников в высшем обществе, Евгений разочаровывается в людях. Он говорит:
Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей;
Это презрение порождает чувство превосходства и эгоизм героя. Он считает себя выше толпы и от этого еще более отчуждается от нее.
Таким образом, Евгений Онегин действительно является "эгоистом поневоле", что обусловлено многими причинами, начиная от воспитания и заканчивая конфликтом героя с обществом.
Попытки преодолеть эгоизм
Несмотря на все проявления эгоизма, Евгений Онегин предпринимает попытки преодолеть эту черту своего характера. К таким попыткам можно отнести:
- Поездку в деревню, чтобы начать новую размеренную жизнь
- Дружбу с поэтом Ленским
- Путешествия по Европе в поисках смысла жизни
Однако все эти начинания терпят неудачу. Герой признается:
Я преданым друзьям мешаю, Родным наскучил, всем чужой, И в выборе своем несчастлив я...
Невозможность перемен
Дело в том, что эгоизм Онегина укоренился слишком глубоко. Его натура сложилась под влиянием воспитания и окружения. Герой и сам осознает это:
Чему бы жизнь нас ни учила, Но сердце в нас остыть не хочет.
Поэтому Евгений вынужден оставаться "эгоистом поневоле", что приносит ему немалые страдания. Вот почему Белинский называет Онегина еще и "страдающим эгоистом".
Итог трагедии
Итогом внутренней борьбы героя становится финальная сцена, где Евгений признается в любви к Татьяне, но получает отказ. Этот отказ - расплата Онегина за его прежний эгоизм, проявившийся в равнодушии к чувствам Татьяны. Так замыкается порочный круг одиночества и страданий героя-индивидуалиста.
Онегин действительно оказался жертвой обстоятельств, которые сформировали его характер и не дали возможности изменить свою судьбу. Вот почему определение Белинского - "эгоист поневоле" - так точно передает суть этого образа.