Маркетинг и спортивный менеджмент : ВУЗы, компетенции, карьерные перспективы

Спортивная индустрия в России активно развивается, растет число частных клубов, увеличиваются расходы бюджета на развитие спорта. Появляется потребность в квалифицированных управленцах, способных эффективно продвигать спортсменов и команды, привлекать инвестиции в эту сферу. Что такое спортивный менеджмент? В каких российских вузах можно получить профессию в этой сфере и какие карьерные перспективы она дает?

История и текущее состояние спортивного менеджмента в России

Спортивный менеджмент как профессия зародился в США в середине XX века. В России интерес к этой специальности резко вырос после проведения зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году. Тогда потребовались сотни квалифицированных специалистов, способных решать задачи любой сложности - от строительства олимпийских объектов до организации логистики и размещения спортсменов.

На сегодняшний день спрос на специалистов в области спортивного менеджмента довольно высок. При этом конкуренция на рынке труда не столь сильная:

  • всего кандидатов с нужной квалификацией и опытом – около 1000 человек;
  • на одно вакантное место в среднем претендуют 2-3 соискателя.

Динамика также положительная: по прогнозу аналитиков, число вакансий будет увеличиваться в среднем на 12-15% ежегодно как минимум до 2025 года.

Вузы и факультеты спортивного менеджмента

Подготовкой спортивных менеджеров в России занимается целый ряд профильных вузов и факультетов, среди которых:

  1. Российский университет спорта;
  2. Факультет спортивного менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова;
  3. Факультет спортивного менеджмента МГУ им. М.В. Ломоносова.

Спортивный менеджмент подразумевает освоение студентами дисциплин в области экономики, менеджмента, маркетинга, права применительно к спортивной индустрии. К примеру, в помимо профильных предметов, студенты изучают психологию, педагогику, анатомию. Это позволяет лучше понимать потребности и запросы спортсменов.

Конкурс на бюджетные места обычно составляет около 7-8 человек на место. При поступлении абитуриенты сдают ЕГЭ по обществознанию, русскому языку и математике либо иностранному языку.

Портрет молодой женщины-спортивного менеджера с планшетом

Компетенции, которые формирует обучение

Обучение на факультете спортивного менеджмента формирует как жесткие, так и мягкие навыки.

К жестким относятся:

  • знание основ юриспруденции и спортивного права;
  • умение составлять бизнес-планы и бюджеты;
  • анализ рынка и конъюнктуры;
  • разработка маркетинговых стратегий.

Мягкие навыки включают:

  • коммуникабельность;
  • стрессоустойчивость;
  • лидерство;
  • умение работать в команде.

На занятиях студенты разбирают реальные кейсы из практики менеджмента спортивной организации. Это помогает лучше понять специфику работы, подготовиться к будущей профессиональной деятельности.

Варианты трудоустройства после получения диплома

С дипломом спортивного менеджера можно устроиться:

  • в спортивные федерации;
  • в рекламные и маркетинговые агентства;
  • в компании, торгующие спорттоварами;
  • открыть свой бизнес.
Здание университета факультета спортивного менеджмента

Прохождение практики во время обучения

Прохождение практики очень важно для будущей карьеры. Она позволяет получить реальный опыт, который ценится работодателями.

Практику можно пройти:

  • в спортивных клубах и федерациях;
  • в рекламных и диджитал-агентствах;
  • в компаниях-производителях спортивных товаров.

Нередки случаи, когда студенты остаются работать в той организации, где проходили стажировку. Это хороший и быстрый способ трудоустройства по специальности.

Дополнительные направления для повышения компетенций

Помимо основного обучения в вузе, можно повысить квалификацию на профильных курсах и тренингах.

Перспективы карьерного роста и заработная плата

На старте карьеры выпускник факультета спортивного менеджмента может рассчитывать на должность:

  • ассистента менеджера;
  • специалиста по маркетингу;
  • менеджера по работе с клиентами.

Зарплаты на таких позициях находятся в диапазоне от 40 до 60 тысяч рублей. Но опытные спортивные менеджеры могут зарабатывать значительно больше.

Типичная карьерная лестница

Рассмотрим возможности карьерного роста на примере спортивного клуба:

  1. ассистент менеджера →
  2. менеджер по маркетингу →
  3. руководитель отдела маркетинга →
  4. коммерческий директор →
  5. генеральный директор.

Менеджмент спортивного соревнования

Отдельное направление для спортивного менеджера - организация и проведение соревнований. В его обязанности входит:

  • планирование бюджета соревнования;
  • аренда спортсооружений;
  • координация работы персонала и волонтеров;
  • привлечение спонсоров и партнеров.

Как устроиться на работу по специальности

Чтобы найти первую работу в сфере спортивного менеджмента, стоит:

  1. Составить резюме с упором на соответствующий опыт и навыки;
  2. Искать вакансии на специализированных порталах;
  3. Хорошо подготовиться к собеседованию.

Перспективы развития профессии спортивного менеджера

Прогнозы развития отрасли

По данным аналитиков, российская спортивная индустрия будет активно расти в ближайшие годы. Это связано с такими факторами:

  • Увеличение государственного финансирования спорта;
  • Рост популярности здорового образа жизни и спорта;
  • Появление новых частных спортивных организаций и лиг.

Все это будет способствовать повышению спроса на профессионалов в области спортивного менеджмента. По разным оценкам, к 2025 году ежегодный прирост вакансий составит от 10 до 15%.

Высокий потенциал заработка

Благодаря активному развитию отрасли, потенциал доходов спортивного менеджера довольно высок. Опытные специалисты могут рассчитывать на зарплату от 100 тыс. рублей и выше.

Особенно хорошие возможности у топ-менеджеров крупных спортивных брендов и организаций. Их годовой доход может исчисляться миллионами рублей.

Перспектива карьерного роста до топ-позиций

Со временем, набравшись опыта в спортивном менеджменте, можно рассчитывать на должность:

  • Коммерческого директора спортивной организации;
  • Члена правления спортивной федерации;
  • Генерального директора частного спортивного клуба.

Требования работодателей

Чтобы претендовать на хорошую позицию в сфере спортивного менеджмента, соискатели должны иметь:

  • Профильное образование (желательно магистратура или MBA);
  • Опыт работы от 1-2 лет;
  • Знание английского языка;
  • Навыки: командная работа, стрессоустойчивость, лидерство.

Большинство вакансий предполагают полную занятость. Готовность работать сверхурочно и по выходным - обязательное условие для многих должностей.

Возможность открыть свой бизнес

Со временем спортивный менеджер может открыть собственное дело - спортивное агентство, рекламное агентство в сфере спорта, магазин спорттоваров и т.д.

Для этого потребуются:

  • Стартовый капитал;
  • Бизнес-план;
  • Знания в области предпринимательства.

Но заниматься собственным бизнесом гораздо интереснее, чем быть наемным сотрудником. И заработки здесь могут быть намного выше.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.