Как правильно организовать учет поступления материалов на предприятии

Эффективное управление запасами является важнейшим фактором успешной деятельности любого производственного предприятия. От того, насколько рационально выстроена система учета поступления и расходования материалов, зависит оборачиваемость оборотных средств, себестоимость продукции, финансовые результаты.

В данной статье мы подробно разберем, как правильно наладить первичный учет материалов в соответствии с требованиями законодательства, стандартов бухучета и налогообложения.

Порядок документального оформления поступления материалов

Для оформления поступления материалов на предприятие необходим пакет первичных документов. К нему относятся товарная накладная, счет-фактура, договор поставки, товарно-транспортная накладная, сертификаты качества и др. Все документы должны быть заполнены корректно и содержать всю необходимую информацию.

Приемка материалов осуществляется приемочной комиссией предприятия. Результаты приемки оформляются актом о приемке материалов. В нем указывается наименование, количество и качество полученных материалов. Акт подписывается членами комиссии и утверждается руководителем предприятия.

На основании этих документов бухгалтерия предприятия принимает материалы к учету. Для этого составляется приходный ордер, в котором указывается наименование, количество и стоимость оприходованных материалов. Приходный ордер подписывается материально ответственным лицом.

Подробная документация для управления запасами

Методы оценки стоимости поступающих материалов

Согласно российским правилам бухгалтерского учета, материалы принимаются к учету по фактической себестоимости их приобретения (заготовления). В состав фактических затрат включаются:

  • Суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику
  • Суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги
  • Таможенные пошлины
  • Не возмещаемые налоги

Кроме того, организации могут использовать упрощенный порядок оценки материалов - по учетным ценам. В этом случае отклонения между фактической и учетной стоимостью материалов отражаются на отдельном счете 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей"

Учет материалов по фактической себестоимости Учет материалов по учетным ценам
Все затраты на приобретение материалов учитываются в дебете счета 10 "Материалы" Затраты на приобретение материалов сначала учитываются на счете 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей"
Не требуется дополнительных записей для отражения отклонений фактической себестоимости материалов от их учетной стоимости Отклонения между фактической и учетной стоимостью материалов показываются в дебете/кредите счета 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей"

Таким образом, российские стандарты бухгалтерского учета предусматривают 2 способа оценки стоимости материалов: по фактической себестоимости и по учетным ценам. Выбор конкретного метода оценки производится организацией самостоятельно исходя из специфики ее хозяйственной деятельности и отражается в учетной политике.

Особенности учета материалов, полученных по договору поставки

Договор поставки является одной из наиболее распространенных форм приобретения материалов организациями. При этом бухгалтерский и налоговый учет материалов, поступивших по договору поставки, имеет ряд особенностей.

Во-первых, необходимо правильно оформить первичные документы. Основанием для оприходования материалов, полученных от поставщика, являются товарная накладная по форме М-15 и счет-фактура. Эти документы передаются поставщиком вместе с партией товара. Бухгалтер должен внимательно изучить товарную накладную и счет-фактуру, проверив:

  • наличие обязательных реквизитов;
  • соответствие наименований и количества поступивших материалов данным договора поставки;
  • правильность заполнения счета-фактуры для целей НДС.

После проверки первичных документов на предмет полноты и корректности оформления составляется приходный ордер по унифицированной форме М-4, на основании которого материалы оприходуются на соответствующие субсчета счета 10 "Материалы".

Во-вторых, необходимо правильно отразить в учете сумму НДС по поступившим материалам. Если организация является плательщиком НДС, то сумма налога, указанная в счете-фактуре, относится к налоговым вычетам, подлежащим возмещению из бюджета. Для этого делаются следующие проводки:

  • Дт 10 Кт 60 - на сумму поступивших материалов по покупной стоимости;
  • Дт 19 Кт 60 - на сумму НДС;
  • Дт 68 Кт 19 - на сумму НДС к возмещению.

Если же организация не является плательщиком НДС, то сумма налога включается в фактическую себестоимость материалов.

В-третьих, при поставке материалов often возникает необходимость внесения предоплаты. Учет авансов, выданных поставщикам, ведется на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в разрезе каждого поставщика. После поступления материалов производится зачет встречных однородных требований.

Конвейер на заводе транспортирует коробки с материалами и комплектующими

Бухгалтерские проводки при поступлении материалов по договору мены

Договор мены представляет собой соглашение, по которому каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. При поступлении материалов по договору мены в бухгалтерском учете отражаются две взаимосвязанные операции:

  1. Оприходование материалов, полученных от контрагента;
  2. Списание материалов, переданных контрагенту.

Рассмотрим типовые бухгалтерские проводки по учету этих операций.

1. Оприходование полученных материалов:

  • Дт 10 Кт 60 - отражено оприходование материалов, полученных от контрагента по договору мены, на сумму их текущей рыночной стоимости;
  • Дт 19 Кт 60 - отражена сумма НДС по полученным материалам;
  • Дт 68 Кт 19 - НДС принят к вычету.

2. Списание переданных материалов:

  • Дт 91 Кт 10 - списана фактическая себестоимость материалов, переданных по договору мены;
  • Дт 91 Кт 68 - начислен НДС на стоимость переданных материалов.

Кроме того, в конце месяца производится взаимозачет стоимости полученных и переданных материалов. Такой учет полностью отражает суть операции мены - обмен одних материальных ценностей на другие без использования денежных средств.

Учет материалов, внесенных в уставный капитал организации

Согласно российскому законодательству, учредители компании при ее создании могут оплачивать уставный капитал не только деньгами, но и материальными ценностями. В частности, в качестве вклада в уставный капитал зачастую вносятся различные материалы: сырье, комплектующие, стройматериалы и т.п. Особенность учета таких материалов заключается в следующем:

  • Материалы принимаются к бухгалтерскому учету в оценке, согласованной учредителями организации в учредительных документах;
  • Если учредитель является плательщиком НДС, сумма налога подлежит восстановлению;
  • Стоимость материалов зачисляется в добавочный капитал организации.

Рассмотрим бухгалтерские проводки по учету материалов, внесенных в уставный капитал:

  1. Дт 10 Кт 75 - оприходованы материалы, полученные от учредителя, на согласованную оценочную стоимость;
  2. Дт 19 Кт 76 - отражена сумма НДС, подлежащая восстановлению согласно передаточному акту и счету-фактуре учредителя;
  3. Дт 83 Кт 80 - сформирован добавочный капитал на стоимость полученных материалов.

Такой порядок учета позволяет отразить поступление материалов в соответствии с их оценкой, согласованной учредителями организации, а также учесть все налоговые последствия операции для целей НДС.

Особенности учета безвозмездно полученных материалов

В хозяйственной практике нередки ситуации, когда организация получает материалы на безвозмездной основе. Это может происходить по договору дарения, в качестве благотворительной помощи, по решению учредителей и в иных случаях. Учет безвозмездного получения материалов имеет следующие особенности:

  1. Материалы принимаются к учету по текущей рыночной стоимости на дату их получения;
  2. Стоимость безвозмездно полученных материалов относится на прочие доходы организации;
  3. Налог на прибыль с доходов в виде безвозмездно полученного имущества не начисляется.

Рассмотрим бухгалтерские записи по учету безвозмездного получения материалов:

  • Дт 10 Кт 91 - оприходованы материалы, полученные безвозмездно, по текущей рыночной стоимости;
  • Дт 91 Кт 99 - сумма полученных материалов отнесена на прочие доходы.

Если материалы были переданы организацией-плательщиком НДС с восстановлением налога, дополнительно делаются проводки:

  • Дт 19 Кт 76 - принят НДС к вычету;
  • Дт 76 Кт 91 - восстановлен НДС, относящийся к переданным материалам.

Таким образом, особенность учета заключается в оценке материалов по текущей рыночной стоимости и отнесении их стоимости на внереализационные доходы.

Порядок учета материалов собственного производства

Многие организации помимо приобретения материалов у сторонних поставщиков, осуществляют производство и заготовку собственных материалов. Это могут быть запасные части, тарные и упаковочные материалы, стройматериалы и пр.

Согласно действующим правилам учета, такие материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической производственной себестоимости, которая включает:

  • Прямые затраты на изготовление материалов;
  • Косвенные расходы, распределенные пропорционально прямым затратам.

Особенность учета заключается в том, что затраты на производство группируются на счете 23 "Вспомогательные производства". По окончании процесса изготовления материалов производятся следующие записи:

  • Дт 10 Кт 23 - отражено оприходование готовой продукции вспомогательных производств;
  • Дт 20 Кт 23 - списана себестоимость готовой продукции вспомогательных производств.

Такой порядок учета позволяет обособить затраты на производство материалов для калькулирования их фактической себестоимости.

Рекомендации по формированию учетной политики в части учета материалов

Учетная политика является одним из ключевых инструментов регламентации бухгалтерского учета в организации. В части учета материалов в учетной политике целесообразно закрепить следующие аспекты:

  • Перечень материалов, относимых к основным и вспомогательным;
  • Порядок оценки поступающих материалов - по фактической себестоимости или учетным ценам;
  • Периодичность выверки фактического наличия материалов.

Кроме того, в учетной политике по учету материалов рекомендуется закрепить следующие организационные аспекты:

  • Порядок приемки, оприходования и складирования поступающих материалов;
  • Должностные лица, имеющие право подписи первичных учетных документов по движению материалов;
  • Порядок проведения инвентаризации материалов и рассмотрения ее результатов.

Приведенные рекомендации позволят комплексно описать все основные элементы методологии и организации учета материалов в учетной политике.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.