Комедия «Ревизор» была написана Николаем Гоголем в 1836 году. Это одно из самых известных произведений писателя, в котором он беспощадно высмеивает пороки провинциального чиновничества в Российской империи.
Действие пьесы происходит в небольшом уездном городе, где местные чиновники живут взятками и произволом. Узнав о приезде ревизора из Петербурга, они приходят в ужас от перспективы разоблачения своих преступлений.
Характеристика главных героев
В комедии «Ревизор» Николая Гоголя выведено множество ярких и запоминающихся персонажей. Главными героями пьесы являются Иван Александрович Хлестаков и чиновники уездного города во главе с городничим Антоном Антоновичем Сквозник-Дмухановским.
- Иван Хлестаков – молодой чиновник из Санкт-Петербурга, случайно принятый местными чиновниками за важного ревизора из столицы. Он легкомысленный враль, мечтающий разбогатеть и прославиться. Хлестаков пустой и наивный, но при этом хитрый авантюрист.
- Антон Сквозник-Дмухановский – городничий, возглавляющий чиновничий аппарат уездного города. Опытный взяточник и карьерист, мечтающий получить чин генерала. Грубый и властный чиновник, потакающий беспределу подчиненных.
Комедия «Ревизор» высмеивает пороки российского чиновничества – взяточничество, кумовство, бескультурье. Гоголь показывает, что и мелкий петербургский чиновник Хлестаков, и глава уездного города Сквозник-Дмухановский – «птенцы гнезда Петрова», порождения одной бюрократической системы.
Персонаж | Характеристика |
Хлестаков | Легкомысленный враль и авантюрист |
Сквозник-Дмухановский | Жестокий и алчный взяточник |
Таким образом, главные герои комедии «Ревизор» являются типичными представителями порочной бюрократической системы, высмеиваемой Гоголем. Их образы гротескны, но в то же время узнаваемы и актуальны.
Сюжет и идея произведения
Сюжет комедии «Ревизор» основан на анекдотическом случае, рассказанном Гоголю Пушкиным. В провинциальный город N приезжает молодой петербуржец Хлестаков. Местные чиновники, испугавшись приезда настоящего ревизора из столицы, принимают Хлестакова за важную особу.
- Хлестаков решает воспользоваться ситуацией и начинает всем нагло врать, что он и есть ревизор. Чиновники угождают самозванцу, обещают взятки, ссужают деньгами.
- Но вскоре правда раскрывается благодаря рассказам Хлестакова его знакомому в письме. Разоблаченный авантюрист спешно бежит из города.
- В финале все герои в шоке от известия о скором приезде настоящего ревизора из Петербурга, который всех разоблачит.
Основная идея комедии «Ревизор» – обличение произвола и порочности чиновничьего аппарата в России, погрязшего во взятках и беззакониях. Своим гротескным сатирическим произведением Гоголь хотел показать обществу «нарыв», чтобы вызвать «громкий хохот» и стремление к исправлению нравов.
Таким образом, остроумный сюжет и сатирическая направленность комедии «Ревизор» против коррупции и бескультурья чиновников сделали это произведение Гоголя великой классикой русской литературы.
Значение комедии Гоголя
Комедия «Ревизор» по праву считается одним из величайших произведений Н.В. Гоголя и русской литературы в целом. Это гениальное сатирическое произведение, высмеивающее пороки российского чиновничества и бюрократии.
- Во-первых, «Ревизор» беспощадно обличает коррупцию, взяточничество, кумовство, хамство и беззаконие чиновников всех рангов – от городничего до унтер-офицера.
- Во-вторых, комедия высмеивает лень, невежество и бездарность госслужащих, их равнодушие к простому люду.
- В-третьих, пьеса Гоголя показывает, как легко обмануть эту косную бюрократическую систему, уязвимую для авантюристов вроде Хлестакова.
«Ревизор» стал настоящим прорывом в русской драматургии, новым словом в литературе. Впервые со сцены так откровенно раздалась сатира на самодержавный строй, чиновничий произвол и социальную несправедливость в стране.
Реакция современников
Комедия «Ревизор» произвела в свое время настоящий фурор в обществе. Восторженно ее приняли Белинский и другие передовые критики. Но реакционеры были возмущены непочтительностью Гоголя – в том числе, царь Николай I, запретивший постановку.
Театральные постановки
Несмотря на запреты, «Ревизор» в разные годы с неизменным успехом шел на сценах лучших театров. Бессмертные роли в этой пьесе сыграли Михаил Щепкин (Хлестаков), Николай Садовский (Хлестаков), Михаил Булгаков (Хлестаков).
Комедия Гоголя и сегодня актуальна и собирает аншлаги на сценах театров в России и мире, поскольку сатирические образы чиновников-бюрократов узнаваемы в любую эпоху.
Кино и телевидение
По пьесе «Ревизор» было снято несколько замечательных кинофильмов, среди которых следует отметить гениальную работу режиссера Владимира Мотыля (1972 г.) с Зиновием Гердтом в роли Хлестакова.
Также «Ревизор» неоднократно экранизировался для телевидения. Яркой телепостановкой 2005 года с Сергеем Безруковым в роли Хлестакова ознаменовалось 170-летие со дня рождения Гоголя.
Творческое наследие Гоголя, и в первую очередь, его шедевр «Ревизор», по сей день служат источником вдохновения для деятелей театра и кино, поражая зрителей глубиной и актуальностью сатирических образов.
Постановки пьесы в театре и киноэкранизации
Комедия «Ревизор» с момента написания в 1836 году и до настоящего времени не сходит с подмостков театров. Эта гениальная сатирическая пьеса Гоголя собрала целую плеяду величайших актеров России.
Первые постановки
После публикации «Ревизора» в 1836 году труппа Александринского театра во главе с М.Щепкиным начала репетировать комедию. Но Николай I, увидевший в пьесе сатиру на чиновничество, запретил ее постановку.
Премьера «Ревизора» состоялась лишь в 1847 году и имела грандиозный успех. Великолепно играли роли М.Щепкин (Хлестаков), П.Садовский (Осип) и С.Акимова (Анна Андреевна).
Другие вершины
В разные годы главные роли в «Ревизоре» блистательно играли К.Станиславский, М.Булгаков, Е.Лешковская, М.Яншин, Н.Симонов, Ф.Раневская.
В советское время выдающиеся постановки пьесы осуществили Г.Товстоногов и Андрей Гончаров. Успех имели «Ревизоры» 1990-х гг. (Петр Фоменко), 2000-х гг. (Театр им. Вахтангова) и 2010-х гг. (Юрий Бутусов).
Поныне «Ревизор» Гоголя не сходит с афиши лучших российских театров, продолжая подтверждать живучесть сатирических образов писателя.