Кризис новорожденности - это переходный период от внутриутробного развития плода к внеутробной жизни ребенка. Этот кризис обусловлен резкой сменой условий существования: яркий свет, звуки, запахи, необходимость самостоятельно дышать и питаться. Ребенку приходится адаптироваться к новым условиям.
Кризис длится обычно 1-2 месяца после рождения. В этот период формируется базовое доверие ребенка к миру. Отсутствие матери воспринимается как угроза жизни. Важно обеспечить тактильный контакт, физическую близость с матерью.
Основное новообразование периода - возникновение индивидуальной психической жизни ребенка, отдельной от матери. Проявляется в комплексе оживления: моторное возбуждение, вокализации, улыбка. Комплекс служит границей кризиса.
Физиологические проявления кризиса новорожденности
Рождение ребенка является критическим и стрессовым событием как для самого младенца, так и для организма матери. В момент родов происходит резкое изменение условий существования плода - он попадает из замкнутого материнского лона в открытое пространство внешнего мира. Кризис новорожденности связан с кардинальной перестройкой работы всех систем организма новорожденного для автономного функционирования в изменившихся условиях.
Физиологически кризис новорожденности обусловлен следующими факторами:
- Переход на легочное дыхание. Внутриутробно плод дышал через плаценту, получая кислород из крови матери. Сразу после рождения происходит расправление легких и начало самостоятельного дыхания. Это сопровождается функциональной перестройкой дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
- Начало работы пищеварительной системы. В желудке новорожденного накапливается первое молозиво, происходит его переваривание и усвоение. Включаются процессы выделения. Работа кишечника в первые дни после рождения может быть нестабильной.
- Терморегуляция. Внутриутробно температура тела плода поддерживалась на постоянном уровне за счет материнского организма. После родов ребенок начинает сам регулировать теплообмен в соответствии с температурой окружающей среды. Несовершенство механизмов терморегуляции приводит к быстрому охлаждению или перегреву.
- Нарушение водно-солевого баланса. У новорожденного происходят значительные потери жидкости и минеральных веществ, особенно натрия. Возникает риск обезвоживания.
- Адаптация сердечно-сосудистой системы к новым условиям кровообращения. Происходит закрытие фетальных сосудов и открытие легочной артерии.
- Перестройка обменных процессов. После рождения ребенок начинает получать питательные вещества с молоком матери, а не через плаценту. Меняется интенсивность обмена веществ.
- Созревание ферментных систем и других механизмов жизнедеятельности.
Таким образом, в период новорожденности происходит сложнейшая перестройка работы всех систем и функций организма ребенка. Многие физиологические параметры (дыхание, температура, сердцебиение, артериальное давление и др.) в течение первой недели жизни остаются нестабильными. По мере созревания регуляторных механизмов их показатели постепенно приходят в норму.
С физиологической точки зрения кризис новорожденности можно считать пройденным, когда:
- наступил 3-5 день - ребенок начинает прибавлять в весе;
- прошел адаптационный период - к концу первой недели жизни стабилизируются процессы дыхания, кровообращения, терморегуляции;
- завершен неонатальный период (4 недели) - нормализуется работа всех систем организма, исчезает физиологическая желтуха.
Таким образом, кризис новорожденности является нормальной, закономерной стадией адаптации ребенка к внеутробному существованию. Правильный материнский уход, грудное вскармливание, тепло и забота помогают младенцу благополучно пройти этот непростой период.
Кризис новорожденности: психология
С психологической точки зрения кризис новорожденности обусловлен кардинальной сменой среды обитания и формы существования ребенка. Если рассматривать психическое развитие как процесс, то рождение является критической точкой перехода от внутриутробного развития к внеутробному.
Основные психологические факторы кризиса новорожденности:
- Резкое изменение сенсорных воздействий - яркий свет, громкие звуки, новые запахи, ощущения прикосновений. Внутриутробно сенсорные раздражители были приглушены.
- Потеря «физического единства» с матерью. Ранее все потребности ребенка удовлетворялись автоматически через плаценту и связанную с ней систему кровообращения.
- Необходимость самостоятельного дыхания, приема пищи, регуляции температуры.
- Резкое увеличение открытого пространства, в котором находится ребенок.
- Недостаток естественных ритмов движения, которые были до рождения.
- Отделение от привычных и постоянных внутриутробных раздражителей.
- Появление новых биологических потребностей и необходимость их удовлетворения.
Такое резкое изменение условий жизни является стрессом для новорожденного. Оно приводит к возникновению тревоги, повышенной возбудимости, нарушению сна и другим проявлениям дискомфорта. Младенец еще не может самостоятельно регулировать свое эмоциональное состояние и нуждается в помощи близких.
Кризис новорожденности проявляется в:
- эмоциональной нестабильности;
- повышенной раздражительности и плаксивости;
- нарушениях сна и бодрствования;
- снижении интереса к окружающему миру;
- заторможенности или, наоборот, моторной расторможенности.
При этом индивидуальные проявления кризиса могут значительно варьироваться. Одни новорожденные переносят адаптацию сравнительно легко и быстро устанавливают контакт с матерью. У других этот процесс может затянуться.
С точки зрения психологии, кризис новорожденности можно считать пройденным, когда:
- сформировалась потребность в общении;
- ребенок адекватно реагирует на эмоциональные проявления матери;
- появляются улыбка, гуление, слежение за лицом взрослого;
- установился гибкий суточный режим сна и бодрствования.
Таким образом, основная задача психологического развития ребенка в период новорожденности - установление первичной связи с матерью и адаптация к новым условиям после рождения. Благополучное разрешение кризиса зависит от сензитивности и эмоциональной отзывчивости матери, позволяющей удовлетворить потребность ребенка в контакте и принятии.
Роль матери в преодолении кризиса ребенком
Адаптация ребенка к новым условиям жизни после рождения во многом зависит от ухода и заботы со стороны матери. Особенно в период кризиса новорожденности мать играет ключевую роль в обеспечении нормального физического и психического развития младенца.
Основные аспекты роли матери в преодолении кризиса новорожденности:
- Удовлетворение базовых физиологических потребностей в пище, тепле, гигиене. Мать обеспечивает ребенку комфортные условия, необходимые для нормального функционирования всех систем организма.
- Формирование чувства защищенности и доверия к миру. Нежное обращение, тактильный контакт, эмоциональная поддержка помогают ребенку преодолеть стресс от разлучения с материнским организмом.
- Стимуляция позитивных эмоций и развития. Мать не только успокаивает и утешает ребенка, но и вызывает радость, интерес к взаимодействию своими ласками, разговорами, игрой.
- Подстройка под ритмы и потребности младенца. Гибкий режим, кормление и сон по первому требованию, отклик на дискомфорт и плач.
- Создание ощущения присутствия и поддержки даже на расстоянии своим голосом, взглядом, прикосновением.
- Постепенное расширение ориентировочной активности ребенка, знакомство с окружающим миром в комфортном темпе.
Чуткость и отзывчивость матери к нуждам новорожденного, ее эмоциональная вовлеченность в процесс ухода имеют решающее значение для благополучного преодоления кризиса ребенком.
Основные проблемы, которые могут возникнуть при недостаточно адекватной материнской заботе:
- Задержки в физическом развитии из-за недостаточного питания, нарушений температурного режима, низкой двигательной активности.
- Замедленное психомоторное и речевое развитие вследствие «сенсорного голода» и недостатка стимуляции.
- Нарушения эмоциональной сферы - повышенная тревожность, раздражительность, заторможенность.
- Трудности в установлении контакта, дефицит общения, нарушение привязанности.
- Риск возникновения психосоматических расстройств.
К сожалению, далеко не все матери интуитивно настроены на потребности новорожденного ребенка. У одних женщин могут возникнуть послеродовая депрессия, апатия, отсутствие материнских чувств. У других - завышенные ожидания, раздражение «несовершенством» младенца, неспособность распознать его состояние.
В таких случаях важна психологическая поддержка и просвещение матери, обучение навыкам ухода и взаимодействия с ребенком. Это поможет наладить эмоциональный контакт диады «мать-дитя» и обеспечит благополучное развитие младенца.