Современные гаджеты немыслимы без различных датчиков, позволяющих расширить их функциональные возможности. Особое место среди них занимают акселерометры и гироскопы - компактные устройства, способные точно определять перемещение и ориентацию объекта в пространстве.
Благодаря этим датчикам появились смартфоны, которые можно наклонять для управления играми, виртуальная реальность с полным погружением, высокоточные навигационные системы и многое другое. Давайте разберемся, как устроены эти "глаза и уши" современных гаджетов и что они позволяют.
Принцип работы акселерометров
Акселерометр - это датчик, который измеряет ускорение объекта вдоль одной или нескольких осей. В своей простейшей форме акселерометр состоит из массы, подвешенной на пружине внутри корпуса. При изменении скорости или направления движения корпуса, масса будет отклоняться относительно корпуса за счет инерции. Это отклонение регистрируется с помощью датчиков, и на его основании вычисляется ускорение.
Современные акселерометры используют микроэлектромеханические системы (МЭМС). В них роль подвижной массы играют силиконовые балки с пьезоэлементами, которые генерируют электрический заряд при деформации. Три таких элемента располагаются ортогонально по трем осям, что позволяет измерять ускорение по всем направлениям.
Данные акселерометра обрабатывает процессор для определения текущей ориентации объекта в пространстве, его наклона, вибрации и других параметров движения. Эта информация используется в различных приложениях – от стабилизации изображения в камерах до распознавания жестов в играх и приложениях виртуальной реальности.
«Типы акселерометров» | пьезоэлектрические, емкостные, индукционные, тепловые |
Таким образом, благодаря небольшим, но чувствительным акселерометрам стало возможным с высокой точностью отслеживать ускорение различных объектов для решения задач навигации, ориентации, стабилизации и управления движением.
Типы гироскопических датчиков
Существует несколько типов гироскопических датчиков, которые применяются в различных областях техники. Основные из них:
- Механические гироскопы с вращающимся ротором. Это классические конструкции, где в качестве инерционного элемента используется быстро вращающийся маховик. Они отличаются высокой точностью, но имеют большие габариты и потребляют много энергии.
- Волоконно-оптические гироскопы (ВОГ). Здесь инерционным элементом является световой поток, распространяющийся по кольцевому оптоволокну. Под действием угловой скорости волокна возникает эффект Саньяка, который регистрируется фотоприемниками. ВОГ отличаются повышенной надежностью и стойкостью к внешним воздействиям.
- Микромеханические гироскопы (МЭМС). Это миниатюрные чувствительные элементы, изготовленные по технологиям микроэлектроники. В отличие от классических гироскопов, они не имеют вращающихся деталей. Принцип действия МЭМС гироскопов основан на регистрации кориолисовых сил, возникающих при колебаниях микроструктур в поле угловой скорости.
МЭМС гироскопы получили наиболее широкое распространение благодаря малым размерам, низкому энергопотреблению и стоимости производства. Их активно используют в потребительской электронике – смартфонах, планшетах, экшн-камерах и др. Кроме измерения угловой скорости, такие датчики позволяют определить ориентацию устройства в пространстве.
В авиации и космонавтике по-прежнему применяют высокоточные механические и волоконно-оптические гироскопы для навигационных систем. А вот в робототехнике активно используются микромеханические МЭМС гироскопы для стабилизации движения и ориентации роботов.
Для повышения точности гироскопических измерений часто используется их совмещение с акселерометрами в единых инерциальных измерительных блоках. Это позволяет более достоверно определять параметры движения объектов с учетом данных об ускорениях и угловых скоростях по разным осям одновременно.
Области применения в навигации
Современные навигационные системы активно используют данные от акселерометров и гироскопов для определения текущих координат, ориентации и параметров движения объекта. Это позволяет значительно повысить точность навигационных измерений по сравнению с использованием только спутниковых систем GPS или ГЛОНАСС.
В частности, в смартфонах, планшетах и навигаторах устанавливаются микроэлектромеханические МЭМС датчики - комбинации акселерометров, гироскопов и магнитометров. Они формируют данные об ускорениях и угловых скоростях смарт-устройства при его движении. Эти сигналы обрабатываются специальными алгоритмами совместно с данными GPS/ГЛОНАСС, позволяя вычислить текущие координаты, скорость, направление движения и ориентацию пользователя в пространстве.
Принцип работы таких алгоритмов основан на методах инерциальной навигации. Суть их заключается в интегрировании сигналов от акселерометров для определения параметров движения, а данные гироскопов используются для вычисления ориентации. Периодически по спутниковым сигналам GPS/ГЛОНАСС выполняется коррекция внутренних погрешностей измерений.
Высокая точность приборов
Это позволяет обеспечить высокую точность, стабильность и непрерывность навигационных определений координат даже при потере спутниковых сигналов на некоторое время (в туннелях, под мостами и т.п.). Поэтому такие гибридные системы инерциальной навигации и GPS/ГЛОНАСС с МЭМС датчиками стали стандартом де-факто для современных навигационных устройств, обеспечивая точность позиционирования порядка 1-5 метров.
- автомобильные навигаторы
- морские и авиационные инерциальные системы
- навигация беспилотных летательных аппаратов
- системы управления движением роботов
- инерциальные измерительные модули в системах стабилизации
В случаях, когда требуется предельно высокая точность определения координат в автономном режиме, без использования спутниковых систем, применяют высокоточные инерциальные навигационные системы (ИНС) на основе прецизионных лазерных гироскопов, акселерометров и высокопроизводительных вычислителей. Они используются на подводных лодках, надводных кораблях, самолетах, ракетах и космических аппаратах, где критичны точность и скрытность навигации.
Использование в виртуальной реальности
Технологии виртуальной реальности (VR) активно используют данные от акселерометров и гироскопов для погружения пользователя в виртуальный мир и интерактивного взаимодействия с ним. Это позволяет обеспечить эффект присутствия в VR за счет отслеживания движений головы и тела.
В частности, в шлемах и очках виртуальной реальности устанавливаются высокоточные МЭМС акселерометры и гироскопы, которые фиксируют малейшие движения и повороты головы с минимальной задержкой. Эти данные в реальном времени обрабатывает компьютер для корректировки отображаемой картинки сцены виртуального мира с соответствующим изменением ракурса обзора.
Таким образом достигается эффект полного погружения, когда виртуальная сцена меняется синхронно с движениями головы пользователя. Аналогичный подход применяется в контроллерах VR для отслеживания жестов и движений руками в играх и приложениях.
Кроме того, акселерометры и гироскопы встраивают в специальные костюмы и перчатки для VR. Это позволяет распознавать комплексные движения всего тела человека и точно переносить их в виртуальную среду, делая ее максимально реалистичной.