Франц Шуберт: биография великого композитора

Франц Петер Шуберт родился в Вене в 1797 году. Его отец был учителем и любителем музыки, с детства обучал сына игре на скрипке и фортепиано. В возрасте 11 лет Шуберт поступил в придворную певческую капеллу, где получил музыкальное образование.

В 1814 году Шуберт окончил учительскую семинарию и некоторое время работал школьным учителем. Однако вскоре полностью посвятил себя музыкальному творчеству. Его песни, исполнявшиеся на концертах в венских салонах, пользовались большой популярностью.

Детство и юность

Франц Петер Шуберт родился 31 января 1797 года в Вене в семье учителя Франца Теодора Шуберта и его жены Элизабет. Он был двенадцатым ребенком в семье, но выжило только пятеро детей. Франц с детства проявлял выдающиеся музыкальные способности. Его отец, сам любитель музыки, занимался с сыном игрой на фортепиано и скрипке.

В 1808 году 11-летний Франц поступил в придворную капеллу, где пел в хоре и обучался музыке. Его учителями были выдающиеся композиторы того времени - Антонио Сальери и Венцель Ружичка. Шуберт пробовал сочинять собственную музыку, в 1811 году написал свою первую оперу.

Однако в 1813 году из-за ломки голоса Шуберт был отчислен из хора капеллы. После этого он вернулся в отцовскую школу и сам начал преподавать, чтобы поддержать семью. В свободное время продолжал сочинять музыку и учиться у своего друга - композитора Сальери.

Таким образом, с ранних лет Франц Шуберт проявил выдающийся талант и был окружен великими музыкантами своего времени. Они заложили прочный фундамент его будущего композиторского мастерства.

Дом, где родился Шуберт

Начало творчества

Франц Шуберт с раннего детства проявлял незаурядные музыкальные способности. Его первыми учителями стали отец, обучавший игре на скрипке, и старший брат, преподававший фортепиано. В возрасте семи лет Шуберт начал брать уроки органа и пения у местных музыкантов. Благодаря красивому голосу в 11 лет он был принят в придворную капеллу Вены, где получил возможность познакомиться с произведениями великих композиторов того времени - Гайдна и Моцарта. Вскоре юный Шуберт проявил свой талант, написав в 1810-1813 годах оперу, симфонию, фортепианные пьесы и песни.

В 1813 году, после ломки голоса, Шуберт покинул придворную капеллу и поступил в учительскую семинарию, которую окончил в 1814 году. Затем он устроился преподавателем в школу, где работал его отец, и проработал там до 1818 года. В свободное время Шуберт продолжал сочинять музыку, в частности в 1814 году написал свою первую мессу и оперу «Увеселительный замок Сатаны». Несмотря на ранние творческие успехи, издатели отказывались публиковать произведения начинающего композитора.

Первые успехи

Несмотря на ранние творческие опыты, первые годы карьеры Шуберта были непростыми. Издатели отказывались публиковать сочинения начинающего композитора, а в 1816 году ему было отказано в должности капельмейстера в Лайбахе. Переломный момент наступил в 1816 году, когда общий знакомый познакомил Шуберта с поэтом Францем фон Шобером. Шобер организовал для композитора встречу с известным баритоном Иоганном Михаэлем Фоглем, который с восторгом отнесся к песням Шуберта и стал исполнять их в венских музыкальных салонах, что принесло молодому композитору первую известность.

В 1816 году Шуберт создал одно из самых знаменитых своих произведений - балладу «Лесной царь» на стихи Гете. Эта баллада о трагической гибели ребенка, похищенного царем эльфов, принесла Шуберту первый крупный успех. Музыка точно передавала драматизм сюжета, а фортепианная партия была необычайно виртуозной для того времени. «Лесной царь» моментально разошелся на цитаты и стал одним из самых исполняемых произведений Шуберта.

В 1818 году состоялась первая официальная публикация произведения Шуберта - песни «Эрлафзе», которая вышла как дополнение к вокальному сборнику. Хотя издатели по-прежнему относились к творчеству Шуберта настороженно, успех «Лесного царя» заставил их обратить на него внимание. В том же году Шуберт оставил работу школьного учителя и целиком посвятил себя музыкальной карьере, что стало возможным благодаря поддержке друзей-энтузиастов его таланта.

Важную роль в продвижении Шуберта как композитора сыграл круг его друзей и поклонников, в который входили поэты, художники, музыканты. Среди них - Иоганн Майрхофер, Эдуард фон Бауэрнфельд, Мориц фон Швинд, Ансельм Хюттенбреннер, Иоганн Шуберт, певица Анна Мильдер-Хауптман и другие. Они исполняли сочинения Шуберта на своих вечерах, оказывали ему финансовую поддержку и всячески способствовали продвижению его творчества.

Ноты баллады «Лесной царь»

Зрелые годы

В 1820-е годы творчество Шуберта вступило в зрелую фазу. Несмотря на проблемы со здоровьем, это был необычайно плодотворный период в его жизни. В 1821 году он создал оперу «Альфонс и Эстрелла» на либретто своего друга Франца фон Шобера. Хотя опера не имела сценического успеха при жизни композитора, ее музыка отличается мелодическим богатством и драматизмом.

В 1822 году Шуберт приступил к работе над монументальной «Неоконченной симфонией» си минор. Это произведение стало вершиной симфонизма композитора и одним из самых загадочных его созданий. Полностью завершены были только две части из четырех, остальные остались в набросках. Возможно, причиной этого было ухудшение здоровья Шуберта. Впервые симфония была исполнена посмертно, в 1865 году, и произвела настоящую сенсацию своей оригинальностью и глубиной.

В 1823 году, после продолжительной болезни, здоровье Шуберта улучшилось, и он снова активно работал. В 1824 году он был избран почетным членом музыкальных союзов Штирии и Линца. В 1826-1828 годах Шуберт жил и работал преимущественно в Вене, где создал такие шедевры, как фортепианное трио «Форель», вокальный цикл «Зимний путь» на стихи В. Мюллера, фортепианная соната си-бемоль мажор, «Большая симфония» до мажор и многие другие.

26 марта 1828 года в Вене состоялся единственный прижизненный концерт Шуберта, на котором прозвучали его произведения, в том числе увертюра к «Розамунде». Концерт имел большой успех и принес композитору значительный доход. К этому времени многие сочинения Шуберта были опубликованы и обрели популярность в Вене и за ее пределами. Однако официальное признание все еще заставляло себя ждать: в 1826 году Шуберт проиграл конкурс на должность придворного вице-капельмейстера. Тем не менее, его музыка была широко известна и любима в Вене при его жизни.

Последние годы

Последние месяцы жизни Шуберта были отмечены интенсивной творческой работой. Летом 1828 года он создал один из самых известных своих вокальных циклов - «Прекрасная мельничиха» на стихи В. Мюллера. Этот цикл из 20 песен повествует о трагической любви мельника к девушке из знатной семьи. Музыка цикла отличается драматизмом и психологизмом в раскрытии образов.

Осенью 1828 года, незадолго до смерти, Шуберт работал над одним из последних своих сочинений - циклом песен «Зимний путь» на стихи В. Мюллера. Этот цикл из 24 песен - одно из вершинных достижений композитора, философское размышление о жизни и смерти. Многие произведения цикла, в частности песня «Линден-дерево», вошли в золотой фонд мировой музыкальной культуры.

В эти месяцы Шуберт сочинил также ряд отдельных песен, среди которых - «Ава Мария», ставшая одним из самых исполняемых произведений в мире. 19 ноября 1828 года, в расцвете творческих сил, Франц Шуберт скончался от брюшного тифа в Вене в возрасте 31 года. За последние месяцы жизни он создал произведения, вошедшие в золотой фонд мировой музыкальной культуры.

Смерть

Франц Шуберт умер 19 ноября 1828 года в Вене от эпидемического тифа. За две недели до смерти он заболел и его состояние быстро ухудшалось. Причиной смерти стало заражение через питьевую воду, поскольку в то время Вена переживала эпидемию тифа. Шуберту было всего 31 год, его кончина стала большой утратой для мировой музыкальной культуры.

По последней воле композитора, его похоронили на кладбище Варингер в Вене, рядом с могилой Бетховена, которого Шуберт очень почитал. На надгробии была сделана надпись: «Музыка здесь похоронила драгоценное сокровище, но еще более прекрасные надежды».

Смерть Шуберта в расцвете лет стала тяжелой утратой для венской музыкальной общественности. Его траурная процессия собрала множество почитателей таланта композитора. Творческое наследие, оставленное Шубертом, было поистине бесценным вкладом в сокровищницу мировой музыкальной культуры.

Творческое наследие

Франц Шуберт оставил после себя обширное и разнообразное творческое наследие. Его перу принадлежат сочинения практически во всех жанрах того времени: оперы, симфонии, камерно-инструментальная музыка, произведения для фортепиано, церковная музыка и огромное количество вокальных сочинений.

В жанре оперы Шуберт написал 10 произведений, среди которых «Альфонс и Эстрелла», «Домашняя война». При жизни композитора его оперы не имели сценического успеха, но их музыка отличается мелодическим богатством и выразительностью.

Вклад Шуберта в жанр симфонии поистине новаторский. Его «Неоконченная симфония» и «Большая» симфония до мажор явились вершинами романтического симфонизма. Шуберт написал в общей сложности 9 симфоний, каждая из которых отмечена оригинальностью и глубиной музыкального языка.

Огромное наследие оставил Шуберт и в камерно-инструментальной музыке. Среди его шедевров в этом жанре - «Форель-квинтет», «Неоконченный квинтет» до минор, фортепианное трио си-бемоль мажор и многие другие. В целом Шуберт написал более 25 произведений камерной музыки.

Вклад Шуберта в фортепианную музыку также колоссальный. Ему принадлежат 23 фортепианные сонаты, более 30 экспромтов, вальсов, фантазий и других пьес для фортепиано. Шуберт активно писал и для фортепианного дуэта.

Но, пожалуй, самую значительную часть наследия Шуберта составляют его вокальные сочинения. Композитор создал более 600 песен на стихи лучших немецких поэтов. Многие из них, такие как «Лесной царь», «Форель», циклы «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь», вошли в золотой фонд мирового вокального искусства.

Признание после смерти

При жизни Шуберта его музыка была популярна в основном в Вене и кругу друзей-энтузиастов. Широкую известность и признание его творчество получило уже после смерти композитора. Сыграли роль несколько факторов.

Во-первых, многие крупные сочинения Шуберта, такие как симфонии, не были опубликованы при его жизни и долго хранились в рукописях. Лишь в 1830-1870-х годах они были найдены и изданы благодаря усилиям музыкантов следующего поколения.

Во-вторых, развитие романтизма в 1830-1840-х годах создало благоприятную почву для восприятия музыки Шуберта, глубоко романтической по духу. Композиторы-романтики восхищались его песенным творчеством, симфониями, камерной музыкой.

В-третьих, большую роль в популяризации творчества Шуберта сыграли такие музыканты, как Ференц Лист, Роберт Шуман, Иоганнес Брамс. Они не только исполняли и издавали его сочинения, но и создавали переложения и обработки шубертовской музыки.

К концу XIX века Шуберт был признан одним из величайших композиторов всех времен, а его песенное и симфоническое наследие навсегда вошло в сокровищницу мировой музыкальной культуры.

Влияние на других композиторов

Биографию Франца Шуберта изучает весь мир. Творчество Шуберта оказало большое влияние на многих известных композиторов. «Поэтичнейший из музыкантов, которые когда-либо жили на свете» - так отзывался о Шуберте Ференц Лист. С 1830 по 1870 годы он транскрибировал и аранжировал значительное количество произведений Шуберта, особенно песен. Для Антонина Дворжака особенный интерес представляли симфонии Шуберта. Гектор Берлиоз и Антон Брукнер признавали, что на их творчество большое влияние оказала «Большая симфония» Шуберта.

  • В 1897 году в издательстве «Брейткопф и Хертель» вышло издание сочинений Шуберта под редакцией Иоганнеса Брамса.
  • Такие композиторы XX века, как Бенджамин Бриттен, Рихард Штраус и Джордж Крам, были либо пропагандистами творчества Шуберта, либо делали аллюзии на его сочинения в собственной музыке.

Бриттен, который был прекрасным пианистом, аккомпанировал исполнению многих песен Шуберта и часто играл его соло и дуэты для фортепиано.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.