Аффективно-респираторный синдром, или респираторные пароксизмы, - это эпизодические приступы нарушения дыхания на пике сильных эмоций у детей. Чаще всего это происходит во время интенсивного плача, когда ребенок внезапно перестает дышать на несколько секунд.
Такие приступы наблюдаются примерно у 5% детей в возрасте от 6 месяцев до 5 лет. Причины до конца не ясны, предполагается сочетание незрелости регуляции дыхания и спазма мышц гортани.
Диагностика основана на клинической картине и данных опроса родителей. Лечение включает успокоение ребенка, иногда медикаменты и психотерапию. Прогноз, как правило, благоприятный, к 5 годам приступы проходят.
На фоне сильных эмоций прекращается дыхание
Аффективно-респираторный синдром проявляется эпизодическими остановками дыхания на фоне сильных эмоций - плача, испуга, боли. Приступы апноэ возникают в момент пика негативных переживаний ребенка, когда он не может совладать со своими чувствами. Ребенок вдруг резко замолкает, перестает дышать, бледнеет или синеет. Через несколько секунд дыхание восстанавливается самостоятельно.
Такие эпизоды задержки дыхания носят непроизвольный характер и повторяются с определенной периодичностью. Они длятся от 10 секунд до 1 минуты и всегда завершаются самопроизвольно. После окончания приступа ребенок или продолжает плакать, или успокаивается и засыпает.
Аффективно-респираторные пароксизмы не представляют угрозы для жизни ребенка, однако сильно пугают родителей. При адекватном лечении такие эпизоды, как правило, прекращаются к 5-6 годам.
Причины аффективно-респираторного синдрома у детей
Детям свойственно переживать сильные эмоции, однако не у всех они приводят к респираторным нарушениям в виде остановок дыхания. К основным факторам, способствующим возникновению аффективно-респираторных пароксизмов, относят:
- Неспособность детей до 5 лет контролировать проявление своих эмоций. Их реакции отличаются непосредственностью и яркой выраженностью, что провоцирует сильный аффект.
- Судорожное сокращение мышц гортани в момент интенсивного плача или испуга. Это напоминает развитие ларингоспазма, когда голосовая щель сужается, и дыхание останавливается.
- Параллельно апноэ могут возникать тонические или клонические судороги - непроизвольное напряжение и подергивание мышц.
Таким образом, аффективно-респираторные пароксизмы являются следствием бурных эмоциональных реакций, с которыми дети не могут справиться. Их нервная система еще незрелая, легко перевозбуждается и истощается. Это приводит к сбоям в работе дыхательного центра и развитию остановок дыхания.
К 5 годам нервная система ребенка созревает, малыш учится регулировать свои эмоции и поведение. Поэтому к этому возрасту аффективно-респираторные приступы, как правило, прекращаются самостоятельно.
Диагностика и лечение респираторных пароксизмов
Диагноз «аффективно-респираторный синдром» устанавливается на основании жалоб, данных анамнеза и осмотра ребенка. Дополнительно могут проводиться следующие обследования:
- ЭЭГ для исключения эпилепсии или нарушений биоэлектрической активности мозга.
- Консультации психиатра, кардиолога, пульмонолога.
- Анализ крови для выявления анемии.
Лечение аффективно-респираторных пароксизмов проводится комплексно с применением следующих методов:
- Медикаментозная терапия седативными, сосудистыми, антиэпилептическими препаратами.
- Психологическая и психотерапевтическая коррекция.
- Игровая терапия, музыкотерапия, арт-терапия.
- При наличии анемии - лечение препаратами железа.
Благодаря адекватной терапии приступы апноэ купируются, что предупреждает развитие осложнений и последствий заболевания.
Прогноз
У 50% детей приступы на фоне эмоций прекращаются к 4 годам, а к 8 годам - почти у 100% пациентов.
Положительный прогноз обусловлен следующими факторами:
- Отсутствием органической патологии центральной нервной системы и дыхательных путей.
- Естественным созреванием и развитием нервной системы ребенка.
- Эффективным лечением и психологической коррекцией.
Своевременная терапия предотвращает формирование стойких патологических рефлексов, развитие эпилепсии и других осложнений. После исчезновения синдрома дети ведут обычный образ жизни, развиваются гармонично, не отличаясь от сверстников.