Анализ стихотворения Федора Тютчева "Люблю грозу в начале мая"

Весенние грозы знаменуют конец зимы и наступление теплого времени года. Природа пробуждается, наполняясь свежими красками и звуками. Грохот грома как бы оповещает о скором торжестве весны.

Федор Тютчев в стихотворении «Весенняя гроза» мастерски запечатлел это волнующее зрелище природы. Мы слышим раскаты грома, шум дождя, журчание ручьев. Видим молнии, озаряющие небо, и радугу над землей.

История создания

Стихотворение «Весенняя гроза» было написано Федором Ивановичем Тютчевым в 1828 году во время его пребывания за границей. Впервые оно было опубликовано в 1829 году в журнале «Галатея» в усеченном варианте, состоящем всего из одной строфы: «Люблю грозу в начале мая, Грохочет в небе голубом!» Этот ранний вариант «Весенней грозы» был известен А.С. Пушкину.

В 1854 году Тютчев значительно переработал стихотворение для публикации в сборнике своих произведений. Появилась вторая строфа, а первая подверглась правке. Так «Весенняя гроза» обрела хрестоматийный вид, знакомый нам по школьной программе. Но в ранней редакции ощущается большая непосредственность чувства и восторг лирического героя перед разыгравшейся стихией.

Стихотворение «"Весенняя гроза"» вошло в золотой фонд русской поэзии. Его первая строка «Люблю грозу в начале мая...» давно стала крылатой и синонимом весеннего обновления природы.

Старая картина, изображающая весенний пейзаж с цветущими деревьями, лугом и надвигающимися темными

Звуковые и зрительные образы

В стихотворении «Весенняя гроза» Тютчев создает яркие звуковые и зрительные образы, передающие всю прелесть и величие разыгравшейся стихии. Уже в самом начале звучит мощный раскат грома – «Грохочет в небе голубом». Эпитет «голубом» рисует безоблачное весеннее небо, по которому разносится грохот.

Далее появляется образ «гремящих раскатов молодых». Эпитет «молодые» подчеркивает, что это первая весенняя гроза, полная сил и энергии обновления. Раскаты грома сравниваются с резвящимся, играющим ребенком.

Яркий зрительный образ создает «солнце», которое «нити золотит». Лучи солнца как золотые нити пронзают тучи. Олицетворение «вторит весело громам» передает радость всей природы, ликующей во время грозы. Дождь тоже наделяется чертами живого существа – он «проливается» и «смеется».

Образ шумящих, журчащих потоков перекликается с грохотом грома: «Бежит ручей, в лесу не молкнет птичий гам». Лес наполняется звуками – щебетом птиц и шумом воды. Весь мир оживает и ликует.

Вновь возникает яркий зрительный образ – «Громокипящий кубок с неба». Грозовые тучи уподоблены кипящему кубку Зевеса. Это метафора передает всю мощь разыгравшейся стихии. Так Тютчев создает праздник звуков и красок весенней грозы.

Композиция и язык

Стихотворение состоит из 4 строф, каждая из которых имеет 4 строки. Это традиционная для лирического стихотворения строфическая организация. Рифма в стихотворении перекрестная, что придает ему музыкальность и напевность.

Композиционно можно выделить две части. Первые две строфы посвящены описанию самой грозы, ее звуков и зрительных эффектов. Две следующие строфы рисуют ее воздействие на окружающий мир.

В первой строфе задается тема и настроение всего стихотворения – восторженное восприятие грозы лирическим героем: «Люблю грозу в начале мая». Эта строка стала крылатой благодаря своей яркой образности и музыкальности.

Во второй строфе появляются конкретные зрительные и звуковые детали, передающие разгул стихии. Гром сравнивается с резвящимся ребенком, создается яркий образ солнечных лучей сквозь тучи.

Далее следуют две строфы, где описывается отклик природы на грозу. Звучат птичьи трели, шумят потоки, ликуя, смеется дождь. Все в природе отозвалось на грозу. Завершается стихотворение торжественной метафорой «громокипящего кубка».

Язык стихотворения отличается яркой поэтической образностью. Тютчев использует олицетворения, эпитеты, сравнения, метафоры. Благодаря выразительным средствам создаются живые картины разгула стихии и ликования природы. Ритмический рисунок текста, система рифмовки усиливают его музыкальную выразительность.

Вид на зеленое поле после весеннего дождя на закате с радугой в небе

Значение в русской поэзии

Стихотворение «Весенняя гроза» занимает особое место в творчестве Ф.И. Тютчева и в целом в русской поэзии XIX века. Это одно из самых известных произведений поэта, посвященных воспеванию красоты и величия природы.

«Люблю грозу в начале мая...» - эта первая строка стихотворения давно уже стала крылатой фразой русского языка. Она сразу настраивает на восприятие радостного, жизнеутверждающего начала весенней грозы. Этот образ запечатлен в сознании каждого русского человека.

Яркие поэтические картины, созданные Тютчевым, оказали большое влияние на последующих поэтов. Мотивы весенней грозы зазвучали впоследствии у А.А. Фета, А.Н. Майкова, А.А. Блока.

Непосредственное восприятие разгула стихии, музыкальность стиха, образность языка – все эти черты «Весенней грозы» стали эталоном русской пейзажной лирики. По мнению литературоведов, именно благодаря этому стихотворению сложился канон поэтического изображения грозы в русской литературе.

Не случайно первая строчка «Люблю грозу в начале мая...» дала название целому поэтическому сборнику Саши Черного, вышедшему в 1913 году. Тютчевской «Весенней грозой» вдохновлялись художники, музыканты, композиторы. Это произведение прочно вошло в культурное пространство России.

Жемчужина русской поэзии

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза» по праву считается одним из жемчужин русской поэзии XIX века. Это лирический шедевр, в котором воплотились лучшие черты тютчевского поэтического дара.

Крылатая строка «Люблю грозу в начале мая...» задает тему и настроение всего произведения. Радостное, жизнеутверждающее восприятие весенней грозы становится лейтмотивом стихотворения. Этот образ навсегда вошел в сокровищницу русской поэзии.

Яркие зрительные и звуковые образы передают всю красоту и величие разыгравшейся стихии. Мастерски созданные метафоры, сравнения, олицетворения рисуют праздник природы.

Тонкий лиризм сочетается с музыкальностью и напевностью стиха. Ритм, рифма, строфика отточены поэтическим мастерством Тютчева. Язык стихотворения отличается яркой образностью и выразительностью.

«Весенняя гроза» оказала большое влияние на всю последующую русскую поэзию, задав эталон поэтического изображения весенней стихии. Образы и мотивы этого стихотворения вошли в культурный код России.

Так в небольшом по объему лирическом произведении Тютчеву удалось воплотить радость бытия, красоту родной природы, ее животворящие силы. Эти вечные темы, волнующие человеческую душу, обеспечили бессмертие «Весенней грозе».

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.