Самый большой город на планете: что известно о городе-рекордсмене по населению

Шанхай, финансовая столица Китая, в последние десятилетия переживает бурный рост. Город привлекает мигрантов со всей страны перспективами трудоустройства и высоким уровнем жизни.

Однако стремительная урбанизация несет с собой проблемы перенаселенности, загрязнения окружающей среды и перегрузки инфраструктуры.

Демография: более 25 миллионов жителей

Самый большой город на планете по численности населения – это Шанхай, крупнейший мегаполис Китая. В нем проживает около 25 миллионов человек, что делает его самым большим городом на планете по количеству жителей.

Демографическая картина Шанхая поистине ошеломляет: его население превышает численность таких стран, как Тайвань или Шри-Ланка. За несколько десятилетий город стремительно вырос из крупного регионального центра до гигантского мегаполиса, сосредоточившего в себе громадный человеческий потенциал.

  1. Около 10 миллионов жителей Шанхая – это внутренние мигранты из других городов Китая, приехавшие сюда в поисках работы и лучшей жизни.
  2. Население мегаполиса довольно молодое – средний возраст составляет около 35 лет, но уже наблюдается тенденция к старению: число пожилых людей (старше 60 лет) превышает 4,3 млн.

Демографический бум в городе вызван быстрым индустриальным развитием Шанхая в последние десятилетия. Самый большой город в мире по численности населения продолжает расти, ставя перед властями новые вызовы в области обеспечения занятости, жилья, транспорта и социальных услуг.

Год Население, млн. человек
1990 7,82
2000 13,2
2010 19,3
2020 24,9

Как видно из таблицы, население Шанхая выросло почти втрое за последние три десятилетия, отражая галопирующий рост этого великого мегаполиса.

Вид Шанхая сверху, город очень плотно застроен

Экономика: финансовый центр Китая

Шанхай, являясь самым большим городом на планете по численности населения, также выступает финансовой столицей и одним из главных экономических центров Китайской Народной Республики. Благодаря своему выгодному географическому положению и многовековой истории как крупного торгового порта, этот мегаполис смог развить мощную диверсифицированную экономику, охватывающую широкий спектр отраслей – от финансов и промышленности до высоких технологий и услуг.

Шанхайская фондовая биржа, основанная в 1990 году, является крупнейшей в материковом Китае и одной из самых активных в мире. Глобальные корпоративные гиганты, такие как банки HSBC, Citigroup и Standard Chartered, располагают здесь свои важнейшие инвестиционные подразделения. Мегаполис также является домом для множества китайских финансовых институтов, в том числе трех крупнейших государственных банков страны.

Индустриальная мощь Шанхая базируется на широкомасштабных производственных комплексах в пригородных районах. Здесь налажен выпуск автомобилей (Volkswagen, General Motors и другие), электроники, стали, нефтепродуктов, судов и многого другого. Город является ведущим центром металлургической, судостроительной и химической промышленности в стране.

  • Доля Шанхая в общем объеме промышленного производства Китая составляет около 8%.
  • На долю промышленного сектора приходится около 40% ВВП города.
  • Объемы прямых иностранных инвестиций в промышленность с 1978 по 2018 год превысили $280 млрд.

Немаловажную роль в экономике города играет также сектор услуг, включающий логистику, розничную торговлю, туризм, информационные технологии. Пользуясь выгодами самого большого города на планете и мирового финансового центра, местные компании услуг активно развивают свою деятельность не только на внутреннем, но и на международном рынке.

В целом ВВП Шанхая в 2021 году достиг уровня 4,32 трлн юаней ($679 млрд), сохраняя высокие темпы роста на уровне 8,1% в год. При этом валовой продукт мегаполиса сопоставим с ВВП Польши или Швеции. Столь масштабная экономика с многочисленными связями внутри страны и по всему миру обеспечивает Шанхаю статус финансовой сердцевины Китая и одного из ключевых финансовых центров глобального уровня наряду с Нью-Йорком, Лондоном и Токио.

Инфраструктура: перегруженный транспорт

Являясь самым большим городом на планете по численности населения, Шанхай сталкивается с огромными вызовами в области обеспечения эффективного транспортного сообщения для своих 25 миллионов жителей. Транспортная система мегаполиса находится в состоянии постоянной перегруженности, что существенно тормозит экономическое развитие региона и снижает уровень жизни горожан.

Ежедневно на улицы Шанхая выезжает около 2 миллионов автомобилей, а общее количество зарегистрированных машин достигает 4 миллионов. Плотность дорожного трафика здесь одна из самых высоких в мире, скорость движения в центре города редко превышает 20 км/ч даже в ночное время.

Проблема заторов на шанхайских дорогах усугубляется тем, что местные власти не успевают наращивать транспортную инфраструктуру в темпе, адекватном росту города. Центр и окрестности Шанхая застраивались без четкого и продуманного плана, что привело к образованию настоящего транспортного лабиринта со множеством узких улиц, не приспособленных для пропуска возросшего потока транспорта.

  • Общая протяженность дорог в Шанхае составляет около 15 тысяч км.
  • Город расположен на пересечении важных транспортных путей, включая крупные автомагистрали, скоростные железные и речные пути.
  • Однако плотность уличной сети в старом центре, где проживает основная масса народа, существенно ниже, чем в пригородах.

Другой важной составляющей транспортной системы Шанхая является метрополитен, состоящий из 14 линий общей протяженностью 637 км. Пассажиропоток метро неуклонно растет и в 2021 году превысил 1,1 млрд человек. Однако даже эта крупнейшая в Китае и четвертая в мире по протяженности сеть не в состоянии полностью разгрузить городские улицы.

Перегруженность транспортной инфраструктуры Шанхая приводит к ежегодным экономическим потерям, оцениваемым в миллиарды долларов. Часы, проведенные в автомобильных пробках и переполненном общественном транспорте, не только подрывают производительность труда горожан, но и пагубно сказываются на их здоровье и эмоциональном состоянии, способствуя появлению стрессов.

Для решения транспортных проблем в ближайшие годы планируется строительство новых линий метро и расширение сети скоростных трамваев. Однако эксперты опасаются, что быстрая урбанизация и дальнейший рост самого большого города на планете по населению могут свести на нет усилия местных властей по оптимизации транспортного движения.

Переполненная станция метро в Шанхае в час пик

Экология: проблемы загрязнения

Будучи самым большим городом на планете по численности населения и крупнейшим индустриальным центром Китая, Шанхай сталкивается с серьезными экологическими проблемами, связанными с загрязнением воздуха, воды и почвы. Мегаполис испытывает колоссальную нагрузку на окружающую среду, угрожающую здоровью горожан и нарушающую экологическое равновесие в регионе.

Одной из наиболее острых проблем Шанхая является загрязнение атмосферного воздуха. Его основными источниками выступают выбросы промышленных предприятий, а также огромный автомобильный парк мегаполиса, насчитывающий более 4 миллионов машин. Из-за обилия транспорта на городских дорогах концентрация вредных веществ в воздухе часто превышает нормативные значения.

Высокий уровень загрязнения воздуха Шанхая подтверждается данными мониторинга. По показателю PM2.5, отражающему содержание мельчайших твердых частиц, уровень загрязнения превосходит рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения нормы в три-четыре раза. Не лучше ситуация и с другими вредными примесями – диоксидом азота, диоксидом серы, озоном.

Показатель Предельно допустимое значение (ВОЗ) Средний уровень в Шанхае
PM2.5 10 мкг/м3 35 мкг/м3
Диоксид азота 40 мкг/м3 46 мкг/м3

Загрязнение воздуха зачастую достигает такого уровня, что в разных районах города возникает густой смог, значительно ухудшающий видимость и провоцирующий проблемы со здоровьем у населения. Особенно тяжелая ситуация наблюдается в зимние месяцы, когда атмосферный воздух застаивается из-за штилевого режима.

Другой серьезной экологической проблемой Шанхая является загрязнение водных ресурсов. Из-за сбросов промышленных и хозяйственно-бытовых стоков в реки Янцзы, Хуанпу и их притоки вода в этих водных артериях характеризуется высокой мутностью, а также повышенным содержанием тяжелых металлов и органических примесей.

Власти Шанхая предпринимают определенные шаги для улучшения экологической ситуации. Вводятся более жесткие требования к выбросам промышленных предприятий, стимулируется переход на экологичные виды топлива, принимаются меры по снижению транспортной нагрузки на центральные районы. Однако быстрая урбанизация и постоянный рост самого большого города на планете постоянно усугубляют проблемы окружающей среды, требуя более радикальных и дорогостоящих решений со стороны городских властей.

Перспективы: новые районы на окраинах

Шанхай, являясь самым большим городом на планете по численности населения, неуклонно расширяет свои территориальные границы. Быстрый демографический рост и острая нехватка пространства в уже плотно застроенных центральных районах побуждают властей мегаполиса к активному освоению новых территорий на его окраинах.

В последние годы муниципалитетом была принята концепция так называемой «Большой Шанхайской зоны», нацеленная на интеграцию центрального города и прилегающих к нему городов-спутников. Этот амбициозный план предусматривает формирование к 2035 году единого мегалополиса с населением свыше 50 миллионов человек.

Для реализации данной концепции местные власти уделяют особое внимание строительству принципиально новых районов с современной инфраструктурой, жилыми комплексами и центрами деловой активности. Эти «города будущего» возводятся в пригородной зоне и должны стать ядрами, вокруг которых будет происходить дальнейшее расширение мегаполиса.

В качестве примера перспективного нового района можно привести Пудун - крупнейшую зону развития Шанхая на левом берегу реки Хуанпу. Здесь расположены современные жилые и деловые комплексы, окруженные парками и зелеными зонами. В Пудуне возвышаются знаменитые небоскребы Шанхая, включая 632-метровую Шанхайскую башню, которая в течение долгого времени была самым высоким зданием в мире.

Другой новый район - Линьган - развивается на юго-востоке Шанхая. Он рассматривается как база для высокотехнологичных производств, логистический и деловой центр. Уже сейчас здесь работают сборочные заводы автогигантов Volkswagen и Tesla, инжиниринговые и IT-компании.

Еще одним перспективным направлением развития окраинных районов Шанхая является создание наукоградов и R&D-центров. Так, в районе Чжанцзян в западном Шанхае расположен крупнейший научный город страны Чжанцзян Хай-Тек Парк, в котором сосредоточены ведущие университеты, исследовательские институты и высокотехнологичные компании.

Развитие новых городских районов на окраинах Шанхая позволит не только расширить жизненное пространство для растущего населения самого большого города на планете, но и разместить здесь рабочие места, привлечь высококвалифицированную рабочую силу из других регионов Китая. Однако эксперты предупреждают, что слишком быстрое разрастание мегаполиса несет в себе риски чрезмерной урбанизации, увеличения нагрузки на инфраструктуру и экологию, утраты пригородными территориями своей привлекательности.

Вызовы: сохранение устойчивого развития

Шанхай, являясь самым большим городом на планете по численности населения, сталкивается с множеством вызовов, связанных с обеспечением устойчивого социально-экономического и экологического развития мегаполиса. Непрекращающийся рост населения, активная урбанизация, нагрузка на инфраструктуру и природную среду ставят под угрозу благополучное будущее города.

Одна из ключевых проблем - стремительная демографическая динамика Шанхая. Согласно оценкам, к 2035 году его население может достигнуть 35 миллионов человек. Такой быстрый рост ставит задачу расширения жилого фонда, создания новых рабочих мест, развития социальной сферы и инфраструктуры. Кроме того, Шанхай становится все более старым городом, что требует развития медицинского обслуживания и социальной помощи для пожилого населения.

Огромной проблемой самого большого города на планете являются транспортные заторы и перегруженность транспортных систем. Хотя власти постоянно расширяют сеть метро и дорог, усилия по декомпрессии транспортной нагрузки не успевают за демографическим бумом. Пробки и стоянки создают экономические потери, оцениваемые в миллиарды долларов ежегодно.

Особую угрозу для Шанхая в перспективе представляет ухудшение экологической ситуации. Из-за выбросов промышленности и транспорта загрязнение воздуха, воды и почвы нарастает угрожающими темпами. Губительное воздействие на окружающую среду постепенно отражается на здоровье населения - растет заболеваемость, связанная с загрязнением.

Для адресации важнейших вызовов властям мегаполиса приходится задействовать комплексные подходы и стратегии. На уровне городского планирования особое внимание уделяется формированию полицентричной городской модели с несколькими новыми центрами экономической активности на окраинах Шанхая. Рассредоточение населения и бизнеса между разными районами призвано снизить нагрузку как на транспорт и инфраструктуру, так и на природную среду центрального района.

Другим ключевым направлением является повышение эффективности и «зеленизация» транспортной системы. Помимо дальнейшего развития метрополитена и трамвайных путей, внедряются системы «умного» управления движением, меры по ограничению въезда частного транспорта в центральные районы, а также стимулирование использования электромобилей.

В области экологии городские власти вводят более жесткие стандарты для промышленных предприятий по нормам выбросов, внедряют технологии очистки воздуха и воды, стимулируют использование возобновляемых источников энергии. Большие усилия прикладываются к озеленению территории, расширению парков, скверов и зеленых насаждений в черте города.

В целом для сохранения устойчивого развития самому большому городу на планете требуются масштабные преобразования в сфере урбанистики, транспорта, энергетики и охраны окружающей среды. Только комплексные действия по множеству направлений позволят Шанхаю и дальше играть роль одного из ведущих мировых деловых и культурных центров.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.