Картина художника В. Серова "Девочка с персиками": история создания и образ натурщицы

Картина «Девочка с персиками», написанная в 1887 году В.А. Серовым, по праву считается одним из лучших произведений художника. Композиция кажется непринужденной и естественной - девочка задумчиво держит в руках персик, только что сорванный в саду. Однако за этой кажущейся непосредственностью стоит кропотливая работа художника, длившаяся около двух месяцев.

Серов стремился как можно точнее передать характер юной натурщицы, очарование мимолетного детского жеста. Ему удалось добиться поразительной свежести и непосредственности образа. Картина имела большой успех, получила премию Московского общества любителей художеств.

Создание картины «Девочка с персиками»

Образ героини

В 1887 году Валентин Серов гостил в имении Абрамцево у семьи меценатов Мамонтовых. Однажды летом он увидел, как 11-летняя Вера Мамонтова, дочь хозяев, вбежала в столовую с персиком в руках и села за стол. Художник был поражен ее естественностью и озорством и предложил девочке позировать для портрета.

Вера согласилась, и Серов писал ее портрет около двух месяцев, стремясь передать «свежесть натуры». Девочка терпеливо позировала ему каждый день. В итоге получилась яркая, живая картина, которую Серов подарил матери Веры Елизавете Мамонтовой.

«Девочка с персиками» имела большой успех. В 1888 году за эту работу Серов получил премию Московского общества любителей художеств. Современники отмечали мастерство художника в передаче характера и «свежести» образа. Картина стала одной из вершин раннего творчества Серова и примером «импрессионизма» в русской живописи того времени.

В композиции полотна простота сочетается с глубоким психологизмом. В центре внимания - живой образ ребенка в непринужденной позе. Фон ненавязчивый, детали проработаны тонко. Колорит ярок, но гармоничен - зеленовато-голубые тона платья и фона, золотисто-желтые персики. Так Серову удалось передать летнюю атмосферу и радость детства.

Создавая этот портрет, Серов опирался на традиции русской реалистической школы, в частности, на опыт своего учителя Ильи Репина. Но в то же время он смело экспериментировал с техникой, стремясь к передаче мимолетных впечатлений и световоздушной среды. Это было новаторством для русского искусства того периода.

История натурщицы Веры Мамонтовой

Картина Серова

Вера Саввишна Мамонтова, чье детское лицо запечатлел Серов на картине «Девочка с персиками», родилась в 1875 году. Она была дочерью известных меценатов Саввы Ивановича Мамонтова и Елизаветы Григорьевны Мамонтовой, создателей знаменитой усадьбы Абрамцево под Москвой.

Дом Мамонтовых был местом собрания творческой интеллигенции, художников, музыкантов. С ранних лет Вера впитывала эту атмосферу, ее окружали яркие, талантливые люди. В Абрамцево часто бывали Васнецов, Поленов, Репин, Серов и другие известные деятели искусства.

Внешность и характер Веры вдохновляли художников на создание образов. Ее называли «абрамцевской богиней». Помимо Серова ее портреты писали Васнецов, Врубель, Нестеров. Образ девочки появляется в произведениях Врубеля «Демон», «Снегурочка», «Египтянка».

В 1896 году, когда Вере был 21 год, Васнецов написал ее портрет «Девушка с кленовой веткой». А через 7 лет, в 1903 году, она вышла замуж за Александра Самарина. После свадьбы молодые поселились в Богородске, где родились их трое детей.

Однако счастливая семейная жизнь Веры Саввишны оборвалась внезапно. В декабре 1907 года, в возрасте 32 лет она заболела пневмонией и умерла. Ее похоронили на кладбище Абрамцево рядом с церковью Спаса Нерукотворного.

Трагична была и дальнейшая судьба семьи Веры Мамонтовой. В 1920-е годы ее муж Александр Самарин был репрессирован и отправлен в лагеря. Туда же добровольно последовала их дочь Елизавета. Самарин умер в лагере в 1932 году.

Так завершилась история девочки с ясным взглядом и озорной улыбкой, чей образ Серов сумел передать с такой свежестью и непосредственностью в картине «Девочка с персиками». Этот портрет остается данью художника красоте и радости детства, увековечившей юную натурщицу.

Значение картины в творчестве Серова

Картина «Девочка с персиками» занимает особое место в творчестве Валентина Серова. Это одна из самых известных и любимых работ художника, вершина его раннего творчества. Полотно демонстрирует новаторство Серова в жанре портрета и его импрессионистические поиски.

В 1880-1890-е годы Серов активно экспериментировал в живописи, искал новые пути в искусстве. Его интересовала передача мимолетных впечатлений, изменчивости освещения, вибрации воздуха. Эти поиски нашли воплощение в «Девочке с персиками».

Хотя Серов опирался на традиции русской реалистической школы, в частности на опыт Репина, его манера письма была новой для русского искусства. Критики называли ее «острой», подчеркивающей характерные черты натуры.

Но в отличие от многих других портретов кисти Серова, где модели показаны в невыгодном свете, «Девочка с персиками» проникнута теплом и лиризмом. Художнику удалось передать непосредственность ребенка, радость и красоту детства.

Успех этой картины показал, что Серов способен создавать не только остросатирические, но и поэтические образы. Это расширило диапазон его творчества как портретиста. В дальнейшем он обращался к разнымобразным моделям, создавая психологически глубокие портреты.

«Девочка с персиками» оказала большое влияние на развитие русской портретной живописи. Она продемонстрировала новые возможности жанра, в частности поэтизацию образа ребенка, передачу настроения через пейзаж и детали.

Таким образом, эта картина стала важной вехой в творческой эволюции Серова и в истории русского портретного искусства. Она показала, что повседневные сюжеты при глубоком проникновении в образ могут стать высоким искусством.

Влияние образа на других художников

Яркий, поэтический образ Веры Мамонтовой, созданный Серовым в картине «Девочка с персиками», оказал большое влияние на других художников. Он вдохновлял их на создание произведений на схожие мотивы детства, невинности, красоты.

Среди авторов, писавших портреты юной Веры Мамонтовой, были Виктор Васнецов и Михаил Врубель. Также Мамонтова позировала для картины Константина Коровина «За чайным столом». А Николай Рерих взял ее образ за основу образа Снегурочки в своих театральных эскизах.

Влияние образа Веры Мамонтовой сказалось и в творчестве художников следующего поколения. К примеру, в картине Павла Кузнецова «Кружевница» (1925) исследователи видят перекличку с «Девочкой с персиками» Серова.

Не только конкретный персонаж, но и приемы Серова в передаче детской непосредственности, игры света и цвета оказали воздействие на других живописцев. Они вдохновляли их на создание лирических детских образов.

В частности, отголоски «Девочки с персиками» ощутимы в таких картинах, как «Дети» Константина Коровина, «Дети» Абрама Архипова, «Портрет Вари Адоратской» Николая Фешина.

Таким образом, новаторский для своего времени женский портрет кисти Серова получил развитие в произведениях многих художников последующих поколений и оказал заметное влияние на русскую портретную живопись.

Особенности композиции и колорита полотна

Картина «Девочка с персиками» отличается продуманной композицией и колоритом, которые помогают Серову воплотить его замысел. Рассмотрим основные особенности живописного решения полотна.

Композиция картины проста и лаконична. Все внимание сосредоточено на центральной фигуре девочки, остальные элементы отодвинуты на второй план. При этом Вера Мамонтова изображена в непринужденной позе, без пафоса, что подчеркивает детскую непосредственность.

Для передачи характера и настроения Серов использует выразительные детали. Лукавый взгляд девочки, озорная улыбка, растрепанные волосы - все это рисует образ ребенка, полного игривости и любопытства к жизни.

Фон картины составляет нейтральная зеленовато-голубая стена, не отвлекающая внимания от лица Веры. Тем не менее, Серов тонко прорабатывает задний план, передавая фактуру штукатурки.

Важную роль в раскрытии образа играет колорит полотна. Серов использует светлую пастельную гамму с контрастными акцентами. Нежно-голубое платье девочки гармонирует с фоном, золотистые персики в руках создают яркое пятно.

Большое внимание уделено игре света. Лицо Веры ярко освещено, фон затенен. Блики на персиках, платье и волосах создают ощущение летнего солнечного дня. Тень от фигурки солдатика на столе добавляет объема.

Таким образом, несложная, но продуманная композиция, выразительные детали, световые эффекты помогают Серову создать живой, полный очарования образ девочки, передать поэзию мгновения.

Судьба картины после создания

После создания в 1887 году картина «Девочка с персиками» пережила непростую судьбу. Серов подарил ее матери натурщицы, в доме Мамонтовых она провисела десятилетия. Затем полотно оказалось в частных коллекциях, пока не попало в Третьяковскую галерею.

Изначально Серов написал этот детский портрет для Елизаветы Мамонтовой и подарил ей картину сразу по завершении работы. Полотно украсило интерьер дома в Абрамцеве, где и было создано.

Там же, в Абрамцеве, «Девочка с персиками» находилась вплоть до 1919 года, пережив революционные потрясения и смену эпох. Лишь после национализации усадьбы картина покинула родные стены.

В 1920-е годы полотно перешло в собрание коллекционера С. Щукина. В 1929 году вдова Щукина продала шедевр Серова Третьяковской галерее, где он и хранится по сей день.

За долгие годы картина не раз экспонировалась на выставках работ Серова в России и за рубежом. Она демонстрировалась в Германии, Франции, Великобритании, США и вызывала большой интерес у зрителей.

Этот портрет вошел в золотой фонд русского изобразительного искусства. Он не раз воспроизводился в печатных изданиях, на открытках, сувенирах. Образ «девочки с персиками» стал по-настоящему культовым.

Так благодаря таланту Серова обычный детский портрет обрел статус шедевра, не утратившего своей притягательности для зрителей и через 130 лет после создания.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.