Проект закона о занятости с 2024 года: последние изменения

В конце 2023 года Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении проект нового федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации». Этот законопроект призван заменить действующий с 1991 года закон «О занятости населения в РФ». Новый документ вводит ряд существенных изменений в регулирование сферы занятости.

Большинство положений нового закона вступят в силу уже 1 января 2024 года. Давайте разберемся, какие основные новшества ждут нас в ближайшее время.

Расширение полномочий служб занятости

Согласно проекту закона о занятости с 2024 года, службы занятости получат расширенные полномочия по оказанию поддержки гражданам, ищущим работу. В частности, они будут формировать личные дела граждан и учетные дела работодателей в электронной форме. Это позволит оперативно обмениваться информацией и быстрее подбирать подходящие вакансии.

Кроме того, службы занятости смогут оказывать более персонализированные услуги по трудоустройству. С каждым безработным будет согласовываться индивидуальный план, учитывающий его образование, опыт, личные обстоятельства. Выплата пособия по безработице будет напрямую увязана с выполнением такого плана.

Также в регионах планируется создать межведомственные комиссии по борьбе с нелегальной занятостью. В их состав войдут представители различных контролирующих органов. Это позволит более эффективно выявлять и пресекать случаи теневой занятости населения.

Женщина за столом в офисе службы занятости

Новые обязанности для работодателей

Согласно новому закону о занятости населения с 2024 года, у работодателей появятся дополнительные обязанности по информированию служб занятости. В частности, сообщать придется не только о планируемых, но и о фактически принятых решениях, которые могут повлиять на занятость персонала.

Например, если компания передумает вводить неполный рабочий день или сокращать штат, она должна будет проинформировать об этом службу занятости в течение 3 рабочих дней после отмены соответствующего решения. Также установлен 5-дневный срок для оповещения о появлении новых вакансий.

Вся такая отчетность должна предоставляться работодателями исключительно в электронном виде через единую цифровую платформу «Работа в России» или портал Госуслуг. Это позволит автоматизировать сбор и обработку данных о спросе и предложении на рынке труда.

Кроме того, с 1 сентября 2024 года для организаций с численностью от 35 человек планируется ввести обязательные квоты для трудоустройства инвалидов. Их размер составит от 2 до 4% от среднесписочной численности сотрудников. Эта мера призвана стимулировать инклюзивную занятость.

Поддержка самозанятых граждан

В проекте нового закона о занятости населения особое внимание уделяется поддержке самозанятых граждан. В частности, в документе вводится само понятие «самозанятости», под которой понимается индивидуальная трудовая деятельность, приносящая доход, без наемных работников.

Также закон закрепляет такую форму занятости, как «платформенная». К таким работникам относятся курьеры, водители, репетиторы и другие лица, получающие заказы и доход через специализированные интернет-платформы и мобильные приложения.

Теперь самозанятые граждане, включая индивидуальных предпринимателей, смогут получать пособие по безработице на общих основаниях в размере минимального размера оплаты труда. Эта мера призвана сгладить для них возможные периоды временного отсутствия заказов и доходов.

Кроме того, службы занятости начнут оказывать информационную и консультационную поддержку самозанятым гражданам. В частности, помогать с поиском заказчиков, продвижением услуг, повышением квалификации, защитой трудовых прав.

Самозанятый человек работает на ноутбуке дома

Ужесточение борьбы с нелегальной занятостью

Согласно проекту нового закона о занятости населения, планируется ужесточить меры по выявлению и пресечению нелегальной занятости граждан. В частности, в регионах будут созданы специальные межведомственные комиссии с участием контролирующих органов.

Их задачей станет координация деятельности по мониторингу рынка труда, выявлению фактов теневой занятости и привлечению недобросовестных работодателей к ответственности. Также планируется вести реестр компаний и ИП, уличенных в нелегальном привлечении работников без оформления трудового договора.

В дополнение к этому, с 1 января 2025 года будет введено профилирование работодателей по уровню риска использования «серых» схем. К компаниям с высоким уровнем риска будут применены усиленные контрольные мероприятия.

Реализация данных мер позволит не только повысить собираемость страховых взносов в бюджет, но и обеспечить соблюдение трудовых прав граждан, работающих без оформления по трудовому договору.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество